Мозырский НПЗ: 45 лет на пути к успеху

30 января открытому акционерному обществу «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» исполняется 45 лет. В этот день в 1975 году здесь на технологический режим была выведена секция 100 комплекса ЛК-6У № 1 и получена первая продукция — автомобильный бензин. С тех пор в мире создано немало принципиально новых технологий: тут и интернет, и мобильная связь. Семимильные шаги сделала и нефтепереработка, что отчетливо видно на примере Мозырского НПЗ.





От первого лица:

— Уважаемые работники Мозырского нефтеперерабатывающего завода, ветераны нашего производства! Искренне поздравляю вас с 45-летием родного предприятия. Все эти годы наш коллектив обеспечивал страну важнейшей продукцией, наращивал экспорт. Одновременно шла масштабная модернизация производства. Сейчас мы находимся на важнейшем этапе этого пути — завершается строительство комплекса по переработке тяжелых нефтяных остатков. Это позволит нам выйти на передовые позиции в мире по глубине переработки нефти, выработке светлых нефтепродуктов. Желаю всем новых трудовых достижений во благо родного завода и нашего государства. Счастья, здоровья и благополучия.

Виталий ПАВЛОВ,
генеральный директор ОАО «Мозырский НПЗ».

В ногу со временем

Пуск НПЗ в Мозыре — важнейшая веха в истории Полесского региона, белорусского государства в целом. Место возведения крупного предприятия было выбрано не случайно. Мозырь, второй по величине город Гомельской области, имел все необходимые условия для успешного функционирования нефтеперерабатывающих мощностей. Тем более рядом проходил нефтепровод «Дружба», что решало задачу бесперебойной транспортировки черного золота к месту переработки. Однако на предприятии еще в те годы отчетливо осознавали, что простая технологическая схема способна обеспечить крайне невысокую глубину переработки нефти и не обеспечит хорошую эффективность работы предприятия. Необходима была целенаправленная работа по реконструкции. Решение о внедрении на заводе технологии каталитического крекинга приняли как раз накануне развала Советского Союза.
Непросто было в 90-е годы прошлого столетия. Период нестабильности. Неритмично и в недостаточных объемах поступало сырье, были разрушены отлаженные системы «поставщик - производитель - потребитель». В одном строю со страной коллективу мозырских нефтепереработчиков приходилось преодолевать трудности становления. Именно в это сложное время и был сделан окончательный выбор в пользу поэтапного проведения реконструкции завода.

Генеральный директор ОАО «Мозырский НПЗ» Виталий Павлов конкретизирует:

— Этот длительный период состоял из четырех этапов. Каждый из них рассматривался как отдельный самоокупаемый проект, который создавал сырьевую базу для последующего. Руководством страны и лично Президентом Александром Григорьевичем Лукашенко была одобрена программа развития Мозырского НПЗ во время его очередного визита на предприятие в сентябре 1999 года. В результате этого акционеры завода приняли решение о финансировании строительства завершающего четвертого этапа реконструкции — комплекса каталитического крекинга. Эксплуатация данного комплекса значительно повысила финансовую эффективность работы завода и позволила перейти на новый виток развития.
Начиная с 2005 года технологическая схема Мозырскго НПЗ практически ежегодно пополнялась новыми установками, модернизировались действующие объекты. В период с 2005 по 2016 год реализован целый ряд инвестиционных проектов, позволивших увеличить глубину переработки нефти с 67 до 74%, отбор светлых нефтепродуктов — с 44 до 60% и обеспечить качество выпускаемой продукции на уровне мировых стандартов.
Таким образом, постоянно развиваясь, Мозырский НПЗ обеспечивает себе высокую конкурентоспособность на любых рынках. Сегодня это одно из лидирующих нефтеперерабатывающих предприятий на постсоветском пространстве.

Заметной вехой на этом пути стал и минувший 2019-й. И для страны, и для завода он выдался непростым.

— Год действительно был очень насыщенным и напряженным, — соглашается Виталий Петрович. — Возникало много сложных задач. Но, несмотря на все трудности, коллектив отработал достойно. Достигнуты запланированные технико-экономические показатели. Это позволило обеспечить финансирование текущей деятельности, а также реализацию инвестиционных программ.



К примеру, на заводе провели самый сложный и масштабный за 45 лет капитальный ремонт. Выполнен огромный объем работ: заменены значительная часть технологического оборудования, километры трубопроводов, кабелей, резервуары... Потребовалось привлечь сотни высококвалифицированных строителей и монтажников, значительное количество тяжелой грузоподъемной и другой техники. Тем не менее все удалось в кратчайшие сроки. Это результат четкой инженерной и организационной подготовки. Каждый понимал: даже один дополнительный день простоя влечет огромные финансовые потери. Да и просто нет у предприятия другого времени для решения этих задач. Особенность ремонтной кампании 2019 года заключалась в том, что параллельно была проведена модернизация технологической установки каталитического крекинга, завершившаяся всего за 3 месяца — в 8 (!) раз быстрее нормативного срока. Это уже второе рождение важнейшего объекта. Теперь он может работать в новых условиях.

Сегодня ОАО «Мозырский НПЗ», обеспечивая потребности страны в нефтепродуктах, 70% их производства экспортирует более чем в 20 стран, солидно пополняя государственный бюджет. В 2018 году экспорт возрос примерно на треть, что принесло предприятию престижное звание «Лучший экспортер года». Прирост внешних поставок обеспечен и в минувшем 2019-м.

Сегодня ОАО «Мозырский НПЗ», обеспечивая потребности страны в нефтепродуктах, 70% их производства экспортирует более чем в 20 стран, солидно пополняя государственный бюджет. В 2018 году экспорт возрос примерно на треть, что принесло предприятию престижное звание «Лучший экспортер года». Прирост внешних поставок обеспечен и в минувшем 2019-м.

Топливо на все 100

Широкий ассортимент, безупречное качество, конкурентные цены — три кита, на которых базируется бизнес-политика ОАО «Мозырский НПЗ». Поначалу перечень видов товарной продукции можно было пересчитать по пальцам одной руки. Сегодня таких наименований десятки. Это не только традиционные продукты — автомобильные бензины, дизельное топливо, топливо печное бытовое, битумы дорожные, сжиженные газы, бензол, но и алкилат, метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), кубовый остаток каталитического крекинга и многое другое. Только 92-го бензина Мозырский НПЗ выпускает четыре вида, поскольку в разных странах к нему предъявляются разные требования по давлению насыщенных паров, наличию оксигенатов и другим параметрам. Технологическая гибкость производства позволяет предприятию выпускать продукцию в зависимости от требований потребителя.



В Мозыре первыми в стране начали выпуск автобензина с октановым числом 98 (АИ-98-К5-Евро). А в минувшем году здесь впервые выпустили топливо аналогичного стандарта с октановым числом 100 (АИ-100-К5-Евро). Это в глазах продвинутых автолюбителей и спортсменов — высший пилотаж. Он поступает на заправки Казахстана, Азербайджана, Украины. Две из этих стран сами добывают нефть. Добавьте сюда затраты на доставку за тысячи километров. Тем не менее покупают именно белорусский товар, и это говорит о многом. На предприятии уверены, что этот продукт будет по достоинству оценен и потребителями на внутреннем рынке.

Что важно, весь высокооктановый бензин выпускается в Мозыре по самым современным технологиям. Это также результат проведенной модернизации. В частности, благодаря вводу в эксплуатацию установки высокооктановых компонентов бензина в 2016 году все октаноповышающие компоненты производятся самостоятельно. Это в первую очередь решило проблему импортозамещения, остро стоявшую перед предприятием долгие годы, а также позволило вывести на рынок октаноповышающие компоненты (МТБЭ) как самостоятельную товарную продукцию с более высокой добавленной стоимостью.

Отдельно стоит сказать о дизельном топливе производства Мозырского НПЗ. Его выпускается аж 5 видов с различной температурой фильтруемости (или, говоря простым языком, застывания). Так, дизтопливо марок ДТ-3-К5 класс 2 и ДТ-А-К5 класс 3 гарантированно обеспечивает устойчивую работу автотехники при температурах воздуха от минус 20 до минус 44 градусов. Причем оно не содержит вредного для мотора керосина и прочих разбавителей. Секрет в уникальной технологии депарафинизации, т.е. удаления из горючего парафинов, которые и определяют предел текучести при низких температурах. При этом как дизтопливо, так и мозырский бензин, керосин содержат минимум сернистых соединений — менее 10 ppm продукции. Это важнейший показатель высокой экологической безопасности продукции ОАО «Мозырский НПЗ».



Как видим, расширение номенклатуры товарной продукции в результате модернизации производства идет рука об руку с повышением качества. Мозырский НПЗ первым в стране перешел к производству автомобильного топлива по принятым в мире стандартам Eвро-3, Eвро-4, а потом и Евро-5.

— И сейчас вся линейка наших нефтепродуктов отвечает европейским нормам, — заверил Виталий Павлов. — Развитие технологической схемы позволяет нам соответствовать строгим требованиям рынка. При необходимости готовы выйти и на уровень перспективного Евро-6.

А буква К в обозначении тех или иных видов мозырского горючего говорит о том, что оно соответствует всем требованиям Евразийского экономического сообщества.

ОАО «Мозырский НПЗ» уже 5 раз отмечен премией Правительства Беларуси за достижения в области качества.

Завод в заводе

Все перечисленные достижения мозырских нефтепереработчиков — результат целенаправленной модернизации производства. Только за период с 2010 по 2017 год тут введено в эксплуатацию 12 крупных технологических объектов общей стоимостью 1,3 млрд долларов. Но еще до завершения некоторых из них завод в 2014-м начал строительство самого крупного объекта — комплекса по переработке тяжелых нефтяных остатков. Еще недавно это были бросовые отходы. Мозыряне первыми на постсоветском пространстве решили пустить в дело темные остатки, образующиеся после традиционных процессов переработки нефти с использованием процесса гидрокрекинга, получить из них светлые, более ликвидные нефтепродукты. Да и в мире подобными технологиями обладают считаные производства. Суть процесса заключается в том, что при достижении температур свыше 430 градусов, давлении 180 — 190 атмосфер и при наличии катализатора высокомолекулярные соединения преобразуются в светлые нефтепродукты, повысив тем самым глубину переработки исходного сырья. Эти таинства происходят в реакторах — огромных толстостенных бочках из прочнейшей стали. Чтобы реализовать проект, на специально отведенной территории площадью 35 гектаров необходимо установить 1100 единиц основного сложнейшего технологического оборудования, проложить 125 км межцеховых коммуникаций, сварить 700 км трубопроводов, в том числе высокого давления, проложить 5500 км кабелей, смонтировать 12 тыс. тонн металлоконструкций, уложить 36 800 кубометров прочнейшего бетона. Этим занимаются ежедневно более тысячи строителей и монтажников. Что-то подобное по масштабу и значению приходилось видеть лишь на сооружении Белорусской АЭС, да и стоимость мозырского объекта — 1,2 млрд долларов — ей под стать.



— Хочу сказать оптимистично: выходим на финишную прямую, — комментирует Виталий Павлов реализацию мегапроекта. — В завершающей стадии строительства находятся установки по производству водорода, серы и 21 вспомогательный объект. На многих объектах переходим к пусконаладочным операциям. Рассчитываем, что запланированные сроки ввода нового производства в строй  мы осилим. В конце 2019-го для обслуживания будущего комплекса по переработке тяжелых нефтяных остатков было создано новое производство. Группы операторов уже проходят обучение и стажировку, в том числе за рубежом на действующих объектах.
Цифры и факты

За 45 лет деятельности Мозырский НПЗ переработал около 465 млн тонн нефти.
45 лет назад Мозырский НПЗ выпускал 7 видов продукции, сегодня — около 40.

Однако стоит ли овчинка выделки? Специалисты единогласно утверждают: безусловно! Ведь глубина переработки нефти возрастет с 77 — 78 до 90%, выработка светлых, более ликвидных нефтепродуктов с 63 до 69 — 70%. Следовательно, эффективность работы предприятия повысится.
А мысленно топ-менеджеры завода уже заглядывают на десятилетия вперед. Ведь модернизация Мозырского НПЗ переработкой темных нефтяных остатков не заканчивается. Специалисты уже прорабатывают пути дальнейшего развития предприятия, ориентируясь на самые передовые в мире тенденции в нефтепереработке. Об этом говорили и участники международной научно-практической конференции, собравшей в Мозыре около 200 топ-менеджеров ведущих в мире разработчиков технологий и производителей оборудования для нефтепереработки, потребителей продукции Мозырского НПЗ.

Анна Морозова, управляющий делами региона EMEAR компании Shell Catalysts & Technologies:
— Cпециалисты и руководство завода большие молодцы! Сегодня очень непросто найти инвестиции, а использовать их правильно — вообще высший пилотаж. Я видела много заводов и считаю, что решение по строительству комплекса Н-Oil очень правильное. В Болгарии, где есть такая же установка (в эксплуатации с 2015 года), после пуска установки гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков коренным образом улучшилась экономика предприятия — где оно теряло деньги, там сегодня зарабатывает. Желаю, чтобы и в Мозыре вскоре было так же.

Все для коллектива и ветеранов

Есть на Мозырском НПЗ свои преимущества. Это объекты непроизводственной сферы. Во-первых, трамваи, находящиеся на балансе предприятия. Ярко-красные, они уже своим видом поднимают настроение, ежедневно доставляя тысячи работников завода на работу и обратно в Мозырь. Во-вторых, общепит: все блюда здесь вкусные, калорийные, приготовлены из свежих продуктов. Пообедать по вполне приемлемым ценам можно в семи столовых, а тем, кто по роду деятельности не может отлучиться, еду в контейнерах доставят на рабочее место. Есть и ведомственный санаторий «Сосны», где заводчане, члены их семей, а также ветераны предприятия поправляют здоровье. Есть множество спортивных секций. В СТК «Старт» СДЮШОР, где занимаются более 1200 мальчишек и девчонок, и это не только дети заводчан. А заводской Дворец культуры давно превратился в объект регионального значения. Да и как иначе, ведь ОАО «Мозырский НПЗ» с гордостью носит звание градообразующего предприятия.



Сегодня на заводе работают более 5000 высококвалифицированных специалистов разного профиля, не порывают отношений с ним и 1600 ветеранов производства. Не разделяя эти категории, Виталий Павлов с уважением говорит:

— Строительство и развитие предприятия — заслуга коллектива. Здесь всегда на первом месте — ответственность за общее дело. В свою очередь забота о благосостоянии, здоровье, настроении каждого работника, членов семей — в центре внимания руководства предприятия. На это направлен наш замечательный, я считаю, коллективный договор.

Стараемся помогать и поддерживать на высоком уровне каждого. Создаем условия для содержательного досуга, это важно. У нас сложнейшие технологии, напряженная работа. А после смены работнику с семьей нужно куда-то пойти, получить заряд позитива. Чтобы утром с хорошим настроением вернуться на завод и отработать как положено. Это неразрывно.

...Каким будет Мозырский НПЗ через очередные 45 лет? По понятным причинам на заводе при ответе не вдаются в детали. Однако не сомневаются, что он сохранит подобающее место среди самых передовых нефтеперерабатывающих предприятий.

УНП 400091131
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter