Для лечения больных COVID-19 медучреждения были полностью обеспечены кислородом

Можно выдохнуть

Статистика заболеваемости коронавирусом в стране свидетельствует: количество инфицированных идет на спад. Больницы, которые раньше большинство своих коек отдавали под лечение пациентов с COVID-19, возвращаются к обычному режиму работы. Говоря о мужестве наших врачей, медсестер, санитарок, зачастую за кадром оставляем труд сотрудников хозяйственных служб. А ведь именно на их плечах, причем в буквальном смысле, лежит обязанность по обеспечению тяжелых больных жизненно необходимой кислородной поддержкой.

В лечении мелочей не бывает. При заболевании COVID-19 важны слаженные действия всего медперсонала. Медсестра-анестезист Ирина Бычкова готовила к использованию кислородный концентратор.

Точечная работа

Зельвенская центральная районная больница рассчитана на 106 коек, в том числе 6 — реанимационных. В обычное время расход кислорода здесь был небольшим. Фактически он требовался только для пациентов из реанимации: в качестве составляющей для наркозно-дыхательной смеси, а также для поддержания жизненных функций больных в критическом состоянии. На всякий случай количество точек подключения было оборудовано с запасом: 19 выходов, что в 2,5 раза превышало число реанимационных коек.

Главный врач Валерий Климович: «У нас готов проект для расширения еще на 20 точек подключения кислорода, который может быть реализован буквально за неделю».
Главный врач Зельвенской ЦРБ Валерий Климович хорошо помнит время, когда в больницу начали поступать «ковидники»:

— При коронавирусной инфекции поражается дыхательная система и в кровь начинает поступать недостаточное количество кислорода. В воздухе, которым мы дышим, содержится 21 процент кислорода — здоровому человеку этой концентрации хватает. Больным с поражением легких его требуется больше. Для того чтобы обеспечить его поступление в нужном объеме, необходимо было газифицировать не только реанимацию, но и обычные отделения, которые были перепрофилированы под прием больных с коронавирусом. Поэтому мы модернизировали систему подачи кислорода — еще 11 точек были проложены по другим отделениям. Этого оказалось достаточно, все они одновременно даже никогда не были заняты. Но у нас готов проект для расширения еще на 20 точек подключения кислорода, который может быть реализован буквально за неделю. К слову, в максимально напряженное время мы под прием пациентов с COVID-19 перепрофилировали 75 коек из 106. В том числе неврологического, хирургического, детского отделений.

Баллоны меняли и ночью

Зельвенский район не может похвастаться большим количеством населения. Здесь живет чуть более 14,5 тысячи человек. До прихода пандемии районная больница использовала примерно пять баллонов кислорода в неделю. В период коронавирусной инфекции, когда была зафиксирована пиковая нагрузка, доходило до 20—30, а однажды понадобилось и 39 баллонов в сутки. Фактически потребность в кислороде увеличилась приблизительно в 40 раз! И здесь нельзя не отметить самоотверженность работников хозяйственной службы, наравне с медиками понимавших, что цена их труда во время эпидемии — человеческая жизнь.

— Один баллон весит 90 килограммов — это 120 литров сжатого кислорода, — говорит Валерий Климович. — Ежедневно к нам приходили одна-две машины с медкислородом. И нашим работникам необходимо было разгрузить эти несколько десятков баллонов. Кроме того, надо понимать, что при высоком уровне расходования кислорода нужно постоянно подключать новые емкости. Срабатывает сигнализация, предупреждающая о том, что нынешняя партия баллонов практически опустошена, давление в системе упало. Это значит, что в течение нескольких часов необходимо произвести замену. Нашей хозслужбе приходилось работать и по ночам. Случалось, трижды за ночь надо было заниматься заменой, чтобы обеспечить бесперебойную подачу. А ведь де-юре их рабочий день — с 8 до 17 часов. Но несмотря на это, в любое время суток по звонку работники беспрекословно приезжали сюда, занимались разгрузкой, переподключением. К слову, за этот период пришлось дополнительно обучить двух специалистов — все-таки это сосуды, работающие под давлением. 

Закупка дополнительного объема медицинского кислорода осуществлялась за счет районного бюджета. Из этого же источника финансировалось также и приобретение испарителей для увлажнения кислорода, их количество пришлось увеличить с 12 до 30. 

Заменять кислородные баллоны приходилось быстро. Причем это надо было делать в любое время суток. Слесарь-сантехник Александр Бобровский выполнял работу всегда качественно и без задержек. 

Главный врач ведет к техническому помещению во дворе больницы, где находится рампа для подключения кислородных баллонов к системе. Трубопровод оборудован всеми необходимыми приборами контроля. Перед тем как увеличивать возможности расхода кислорода, в больнице прошла инспекция всех надзорных органов, на которых лежат обязанности по контролю за подобными техническими процессами. Только после получения положительного заключения к действующей линии хозяйственники смогли подключить дополнительные сосуды.

Опасность отступила, но не исчезла

Сегодня нагрузка на систему обеспечения палат кислородом приблизилась к доэпидемическому уровню. На прошлой неделе был выписан последний пациент с ковидной пневмонией. Зельвенская больница вернулась к обычному графику, отделения работают в штатном режиме. Из-за снижения острой необходимости в перепрофилированных койках главным управлением здравоохранения Гродненского облисполкома было принято решение о направлении больных коронавирусом, нуждающихся в помощи на базе стационара, в специальные межрайонные центры. Так, из Зельвенского района такие больные будут направляться в Слонимсую ЦРБ. Формально здесь уже нет красной зоны для больных с подтвержденным диагнозом COVID-19. Но персонал больницы понимает: опасная болезнь отступила, но не исчезла. И в случае новой угрозы на защиту жизни и здоровья людей готовы встать не только медики, но и работники хозслужбы.

В ТЕМУ

100 000 доз вакцины «Спутник V» придет в Беларусь по контракту в марте, сообщил министр здравоохранения Дмитрий Пиневич:

— Мы на прошлой неделе получили 50 000 доз китайской вакцины. Также в марте планируем получить розлив российской вакцины на мощностях наших фармпредприятий — будем выпускать по 500 000 доз в месяц. Полагаю, благодаря этому все желающие получат прививку.

Что касается отечественной вакцины против SARS-CoV-2, то к ее разработке уже приступили ученые РНПЦ эпидемиологии и микробиологии и Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси. 

— Процесс не быстрый. На создание прототипа уйдет год-полтора. Получить конечный результат — вакцину, которую можно будет безопасно применять, — планируем в течение трех лет, — поделился директор Института биофизики и клеточной инженерии НАН Андрей Гончаров. — В нашем случае инактивированная вакцина будет включать не только S-белок SARS-CoV-2, но и огромное количество других белков вируса. Считается, что именно такие вакцины будут более предпочтительны в условиях, когда происходит активная мутация вируса и появляются все новые штаммы, различающиеся по своим иммуногенным, биологическим свойствам.

ДОСЬЕ «НГ»

Известный ранее только узкому кругу медиков термин «сатурация» теперь плотно вошел в наш обиход. Он обозначает насыщение крови кислородом. Поскольку коронавирусная инфекция чаще всего поражает легкие и вызывает нехватку кислорода в крови, показатель сатурации сегодня волнует обывателей не меньше, чем, скажем, привычные уровень давления или сахара. То, что организм недополучает кислород, можно определить благодаря специальным приборам — от простого пульсоксиметра до специального лабораторного оборудования, дающего развернутый высокоточный результат.

В домашних условиях обычно применяют пульсоксиметр, но если его нет под рукой, можно самостоятельно оценить общее состояние здоровья: о дефиците кислорода говорят учащенное поверхностное дыхание, повышенная утомляемость, сильная слабость и упадок сил, головокружение, давящие головные боли, синеватая окраска кончиков пальцев, губ и кожи вокруг рта, учащение пульса и шум в ушах. При тяжелой форме гипоксии может случиться потеря сознания, нарушение ориентации в пространстве, возникновение галлюцинаций и неадекватное восприятие действительности. Это опасные признаки, которые требуют оказания экстренной медицинской помощи. 

Кислородная терапия — главный метод лечения стационарных больных в тяжелом состоянии. Она облегчает состояние пациента, стабилизирует дыхание и нормализует газовый состав крови. При насыщении крови кислородом на уровне 80—94 % применяется, в частности, кислородная маска. При снижении до менее 80 % пациента подключают к аппарату искусственной вентиляции легких.

charovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter