Можно называть вас мамой?..

ПОЧТИ месяц Светлана ТОРГАН-ДАШКЕВИЧ ходила сама не своя. Не только перед сном, но и днем перед глазами возникали одинаковые картины. То из телепередачи «Пока все дома», где речь шла о воспитанниках детдомов, которых хотят определить в семьи. То из мультфильма «Мама для мамонтенка». Вспоминались и соседские дети родителей-пьяниц, вечно голодные и оборванные. Хотелось самой дать ласку и заботу тем, кто этим обделен. Но что скажет муж? Захочет ли он взвалить на свои плечи такую ношу? Она тяжела не столько материально, сколько душевно. Не всем под силу взять на воспитание чужих детей. Многие не захотят этого ни за какие коврижки.

Первый Новый год встречают в детском доме семейного типа, который ОАО «Беларусбанк» построил в деревне Заслоновка Оршанского района

ПОЧТИ месяц Светлана ТОРГАН-ДАШКЕВИЧ ходила сама не своя. Не только перед сном, но и днем перед глазами возникали одинаковые картины. То из телепередачи «Пока все дома», где речь шла о воспитанниках детдомов, которых хотят определить в семьи. То из мультфильма «Мама для мамонтенка». Вспоминались и соседские дети родителей-пьяниц, вечно голодные и оборванные. Хотелось самой дать ласку и заботу тем, кто этим обделен. Но что скажет муж? Захочет ли он взвалить на свои плечи такую ношу? Она тяжела не столько материально, сколько душевно. Не всем под силу взять на воспитание чужих детей. Многие не захотят этого ни за какие коврижки.

Артем и Аня

Однажды, уже более не в силах оставаться наедине со своими мыслями, Светлана сказала Андрею: «Давай возьмем ребенка из детского дома. У нас ему будет лучше, чем там». И с надеждой посмотрела супругу  в глаза.

Андрей на некоторое время задумался, а затем спросил: «А сможешь ли ты относиться к нему, как к родному?»

Светлана, обрадованная тем, что муж не отверг сразу ее предложение, стала чуть ли не со слезами на глазах уверять, что очень любит всех детей и не может жить спокойно, если знает, что у кого-то из них жизнь горька.

Супруг, как и положено рассудительному мужчине, снова спросил, не будет ли им тесно в доме матери Светланы, где вместе с их детьми, Артемом и Аней, и так уже пять человек. Все более окрыленная жена стала уверять, что места хватит всем.

Андрей вспомнил свое детство. В их семье было пятеро детей. Мать часто усаживала всех на краю поля, а сама брала в руки серп и жала рожь. Ведь 40 лет назад на приусадебные участки комбайны не выделяли, убирали вручную. При этом мать успевала и работу сделать, и детям внимание уделить.  Тогда все было сложнее, беднее, но растить много детей не боялись. А теперь? Руки есть, деньги можно заработать, продуктов и одежды в достатке, государство, если надо, поможет.

Прошло лишь полдня, и идея жены стала общей. Оставалось только спросить ее мать, Валентину Афанасьевну. Мудрая женщина поддержала решение дочери взять на воспитание ребенка из детского дома. «На свете много детей с трудной судьбой, — сказала она, — и будет очень хорошо, если хотя бы нескольким из них вы ее облегчите».

Катя

Решив все формальности в отделе образования, супруги отправились в Оршанский детский дом. Шли, заранее определившись взять трехлетнего ребенка. Такой там была лишь Катя. Когда девочку привели, она сразу пошла к Светлане на руки, словно к родной, хотя до того, как уверяли воспитатели, никогда этого не делала. Катя обвила своими маленькими ручонками шею женщины и прошептала: «Мама!» В это мгновение Светлана решила, что больше никогда не оставит малышку. «Я тогда даже заплакала от счастья», — вспоминает женщина. Вскоре последовало и «папа».

Но до того надо было пройти так называемый патронажный период, во время которого взрослые и ребенок привыкают друг к другу. «Какое там привыкание, —вспоминает Андрей. — Уже на второй день, когда я вернулся с работы, она подбежала и обняла меня. Вмиг мир перевернулся, и я решил, что она будет нашей дочерью». 

На выходные семья забирала Катю к себе, а к началу трудовой недели возвращала в детдом. Каждый раз расставания становились все болезненнее и для взрослых, и для малышки. Уже потом, когда Катя стала жить в этой семье, она призналась Светлане, что очень хотела иметь маму и очень боялась, что ее не заберут из детдома. Но прошло два месяца, и мечта Кати, Светланы и Андрея сбылась. Они стали одной семьей. 

Вика

Через год Светлана предложила мужу взять еще одного ребенка. Общее решение было принято без всяких сомнений. Оба чувствовали, что в состоянии подарить любовь детям, обделенным ею. Дорога по этому пути была уже проторена. На этот раз решили найти девочку, близкую по возрасту дочери Ане. Им предложили обратиться в детский приют.

В приюте было много детей. Из толпы вдруг вышла шестилетняя девочка, Анина ровесница,  и подбежала к супругам. Выбор был мгновенным. Узнав, как зовут малышку, Андрей  предложил: «Вика, пойдем к нам жить. У  тебя будут мама и папа». Девочка сразу согласилась.

Больше всех обрадовалась Вике Аня. Увидев одногодку, она сразу закричала: «Ура! У меня будет большая сестричка». У Вики с Аней быстро наладились дружеские отношения. Складывалось впечатление, что они давно знали друг друга.

Все опять повторилось: на выходные забирали девочку к себе, в будние дни она возвращалась в приют. А примерно через месяц Вика осталась навсегда.  

Максим

Прошло около года. Однажды знакомая Светланы, также приемная мать, сбросила ей по Интернету заметку и фото из местной газеты. Там было написано «Рыженькое солнышко ищет папу и маму». Когда через некоторое время Светлана зашла в отдел образования, ей предложили: «Не хотите взять рыженького мальчика». «Конечно хочу, — ответила Светлана, — я это солнышко уже видела на фотографии». И отправилась вместе с Катей в приют. 

Рыженьким солнышком оказался трехлетний Максим, который смотрел телевизор.  Когда Светлана позвала его, он с солидным видом встал и подошел к ней. «Самостоятельный! — решила женщина и сказала: — Пойдешь ко мне в гости?» «Пойду!» — серьезно, по-взрослому ответил малыш. Тут же рассказал, что умеет кататься на велосипеде и готов этому научить Светлану.

У мальчика была нелегкая судьба. За пьянство биологической матери его еще в грудном возрасте у нее отобрали и поместили в дом ребенка. Через некоторое время женщина одумалась, стала вести себя подобающим образом, и малыша ей вернули. Затем родила второго ребенка, но взялась за старое, детей забросила. Пришлось снова брать их под опеку государства.  

Уже в день знакомства трехлетний Максимка был дома у Дашкевичей.  Поскольку были летние каникулы, то возвращать в будние дни в приют не требовалось. Так мальчик и прожил у них без расставаний два месяца, пока шло оформление документов.

Ростислав

В начале нынешнего лета отдел образования Оршанского райисполкома предложил  Торганам-Дашкевичам стать родителями-воспитателями детского дома семейного типа, строительство которого на средства ОАО «Беларусбанк» заканчивалось в деревне Заслоновка. Но для этого необходимо было взять еще двоих детей. Андрей и Светлана задумались. Они были не против новых малышей, смущал лишь переезд в сельскую местность. Ведь до этого много лет жили в Орше. Но когда узнали, что дом находится недалеко от города и рядом с ним школа и детский сад, согласились. Беларусбанк не только построил дом, но и обеспечил его мебелью и всем необходимым для жизни.

В отличие от других детей, которых взяли на воспитание Торганы-Дашкевичи, у Ростислава были хорошие родители. Но… злой рок. Сначала умер отец, а в начале нынешнего года и мать. 85-летней бабушке было не под силу воспитывать 14-летнего мальчика. Пришлось его забрать в приют.

Во время первой встречи Светлана прямо сказала Ростиславу: «Поедем жить к нам. Там большой дом, много детей. Мы тебя будем любить как своего. Прежде чем дать ответ, подумай пару недель». Мальчик ничего не ответил, но через некоторое время, когда уже стал жить с ними, признался, что сразу решил ехать к ним.

Первое время Ростислав никак не называл Светлану. А месяц назад подошел и сказал: «Можно мне называть вас мамой?» Женщина понимала, как нелегко дались ему эти слова. Ведь не прошло и года после смерти родной матери. Мальчик не раз рассказывал, как горько плакал на похоронах. Она обняла Ростислава, погладила по головке и утвердительно кивнула.

Владислава

Когда Светлана увидела Владу в приюте, то сразу вспомнила эту девочку. Было время, малышка ходила в один детский сад с Катей. Девочка уже тогда была неухоженной, истощенной, испуганной. Дети чурались ее, не хотели с ней играть.   Ее мама, когда забирала ребенка,  всегда была неопрятной, с синюшным лицом постоянно пьющего человека. У Светланы сердце кровью обливалось, глядя на Владу.  Теперь же, когда они встретились снова, девочка ее узнала.

«Хочешь пойти к нам, — предложила Светлана, — там будет Катя и другие дети. У нас хорошо и интересно». Девочка утвердительно закивала головой. Через пару недель она уже жила в новом доме.

В большом доме Торганов-Дашкевичей в новогодний праздник, как и во все другие дни, будет тепло. И главное здесь не температура на градуснике. Куда важнее, что все его жильцы дарят друг другу такое нужное всем тепло своей души.

В ТЕМУ

Беларусбанк начал строить детские дома семейного типа в 2008 году. Первый из них был возведен в деревне Малые Славени Шкловского района. С тех пор банк построил 12 таких домов. В них нашли тепло домашнего очага более 100 мальчишек и девчонок.

Накануне Нового года представители ОАО «Беларусбанк» побывали во всех своих детских домах. Каждый из них получил по большой искусственной елке, а все их жители — праздничные подарки.

30 декабря в Чечерске открылся еще один детский дом семейного типа, возведенный на средства банка. В нем вместе с приемными родителями поселились пятеро малышей. 

На днях  такой дом распахнул свои двери в Слониме. Он построен за счет средств республиканской инвестиционной программы. На его возведение затрачено около 4,2 миллиарда рублей. Дом предназначен для проживания десяти детей.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Фото из архива семьи ТОРГАНОВ-ДАШКЕВИЧЕЙ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter