Избежать временных отключений горячей воды в летний период в Беларуси практически невозможно...

Можно ли не отключать горячую воду

Избежать временных отключений горячей воды в летний период в Беларуси «практически невозможно»...

Избежать временных отключений горячей воды в летний период в Беларуси «практически невозможно», заявляют в Министерстве жилищно–коммунального хозяйства. А возможно ли в таком случае хотя бы сократить сроки отключения?


Отключение горячей воды связано с необходимостью проведения ремонтных профилактических работ, напомнил заместитель министра жилищно–коммунального хозяйства Анатолий Шагун. По его словам, избежать этой меры можно только в двух случаях: при создании групповой котельной, которая обслуживала бы несколько жилых домов, и хорошем состоянии тепловых сетей и технологического оборудования либо при наличии возможности переключения потребителей с одного теплоисточника или тепломагистрали на другой.


«Возможности для такого города, как Минск, сильно ограничены, — сказал Анатолий Шагун. — Практически 90% тепловой энергии подается с трех крупных ТЭЦ через ряд крупных магистралей, местами диаметром до 1.000 мм. И в случае проведения ремонтных работ далеко не всегда и не везде можно переключить потребителей на какой–то другой источник или на другую магистраль». По его словам, решение данного вопроса связано с большими капитальными затратами по переустройству системы теплоснабжения. «Поэтому я все–таки думаю, что две недели без воды — это, конечно, неудобство нашим людям, но ради того, чтобы иметь 350 дней в году горячую воду и 180 дней — отопление, качественное, хорошее, без перебоев, просьба с этими неудобствами как–то сжиться и потерпеть».


Подготовка к новому отопительному сезону обойдется системе жилищно–коммунального хозяйства в 2,6 трлн. рублей. 55% данной суммы будет покрыто за счет средств бюджета, 36% — за счет собственных средств организаций ЖКХ, остальное — за счет денег, направляемых на энергосбережение, отчислений граждан на капитальный ремонт, кредитных ресурсов.


Всего в этом году планируется заменить 634 км тепловых сетей. Заместитель министра ЖКХ оценивает обстановку так: «Планы сформированы по всем областям, утверждены Правительством и уже седьмой год превышают норматив на 4%. Таким образом, мы не только норматив выполняем, но и постепенно ликвидируем недоремонт, который был допущен у нас в системе в 1990–х годах и начале 2000–х».


Сейчас горячую воду отключают на две недели. Это, конечно, прогресс по сравнению с тем, что было до 2006 года, когда без горячей воды жили целый месяц — таковы были сохранившиеся еще с советских времен стандарты. За сокращение этого срока минчане должны быть благодарны тогдашнему мэру Михаилу Павлову, после распоряжения которого службы теплосетей стали работать вдвое быстрее. Мэр считал, что и на две недели отключать горячую воду «в центре Минска в XXI веке» недопустимо. Весной 2008 года Павлов просил «Минскэнерго» еще сократить период отключения горячей воды.


Но как видим, до сих пор ничего придумать не смогли. Специалисты «Минскэнерго» настаивают, что сроки отключения горячей воды, то есть период, в течение которого производятся ремонт и испытания, напрямую зависит от состояния теплосетей. Зависимость очевидная: там, где теплосети новые, — выполняются только профилактические работы, а где старые — устраняются выявленные дефекты, в том числе со сменой трубопровода. И на это надо время. Но почему в таком случае на две недели отключается горячая вода и в новых микрорайонах, где коммуникации тоже новые, так и осталось непонятным.


Проблема отключения горячей воды лежит в экономической плоскости и сфере приоритетов, считает исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости в Беларуси Геннадий Каленов:


«Для того чтобы уменьшить сроки отключения горячей воды или вообще отказаться от этого, нужно вкладывать деньги не в покупку и высадку миллионов петуний в Минске, а в модернизацию тепловых сетей. Безусловно, приятно, что Минск весь в цветах. Однако необходимо исходить из приоритетов. Что важнее — разбивать клумбы, в целом облагораживать город или все–таки заняться энергетикой — поменять изношенные тепловые сети».


В стране, в Минске в том числе, система подачи отопления прямая. Чтобы в случае нештатной ситуации можно было отключить горячую воду и отопление на каком–то объекте и это не влияло на другие здания, «необходима модернизация тепловых сетей, что само по себе затратное мероприятие».


В качестве примера Геннадий Каленов привел организацию отопления и подачи горячей воды в Эстонии: «Это северная страна. Там не принимается решение о включении или отключении отопления, не оформляют никаких паспортов готовности к отопительному сезону. Температура воздуха понижается, отопление автоматически включается во всех домах и наоборот. Даже если случается сильное похолодание летом, автоматика срабатывает и отопление появляется в домах».


Геннадий Каленов полагает, что многие проблемы системы жилищно–коммунального хозяйства выявила рабочая группа при Комитете госконтроля по изучению проблем ЖКХ. Среди прочих — проблема скрытого субсидирования, «когда организации ЖКХ тепловую энергию получают у ведомственных источников по установленным ими тарифам, а продают ее по тарифам для населения». Разница между этими тарифами внушительная — в 10 — 15 раз. Например, при тарифе за тепло для населения в 80 тыс. рублей за 1 Гкал организациям приходится платить от 800 тыс. до 1,3 млн. рублей за 1 Гкал. Разница покрывается из бюджета.


Еще одна требующая оперативного решения проблема — использование средств бюджета местными органами:


— В отношении бюджетных субсидий на расходы по оказанию ЖКУ прослеживается тенденция, когда на замену теплосетей, капремонт жилфонда, модернизацию лифтов и т.д. предусмотренный объем средств не выделяется, а по другим направлениям — значительно перекрывается. Так, в 2013 году на благоустройство выделено 178,1% от объема финансирования, принятого Минфином. При том, что фактическая стоимость техобслуживания пятиэтажки — 1.843,8 рубля на квадратный метр, девятиэтажки — 2.585,2 рубля, а в 12 — 19–этажном доме — 4.800 рублей, практикуется уравниловка: тариф для всех одинаковый — примерно 600 рублей.


Господин Каленов считает, что анализ проблем провели тщательно, однако возникает вопрос, что будет дальше:


— Для решения проблем ЖКХ мало инициативы сверху, которая, безусловно, нужна, необходимо, чтобы люди понимали, что они также могут на что–то влиять. Речь идет как об элементарной активности, готовности самостоятельно принимать решения, так и о том, что необходимо приучить себя к мысли, что за услуги ЖКХ надо будет платить больше и по другой схеме.


Например, в Беларуси оплата услуг ЖКХ населением производится по фактическим расходам до 25–го числа следующего месяца. «Людям это удобно. Однако счета ЖЭСам выставляют в начале месяца, и возникает кассовый разрыв». Соответственно, поясняет эксперт, «либо ЖЭСы не платят поставщикам услуг и им выставляют штрафы, либо берут дорогие кредиты. Проценты по кредитам возмещает бюджет, но из–за этого увеличивается себестоимость затрат на услуги ЖКХ». Эксперт также уверен, что «смещением сроков оплаты можно было бы уменьшить фактическую стоимость тарифов на техобслуживание... Однако люди будут недовольны, если им предложат платить за коммунальные расходы раньше на две недели. И боязнь вызвать недовольство у населения связывает руки тем, кто принимает решения в этой сфере».


В разговоре со мной Геннадий Каленов коснулся и такого деликатного обстоятельства — во многом проблемы ЖКХ не решаются из–за пассивной позиции населения, которое в массе выступает за сохранение существующего положения. «Многих устраивает, когда за них частично доплачивают, пусть по непрозрачным тарифам, решают, что и как. И люди даже готовы терпеть низкий уровень оказания услуг и отключение воды каждое лето, чтобы не брать на себя ответственности. Однако это путь в никуда».


Елена СПАСЮК.

 

Советская Белоруссия №119 (24502). Четверг, 26 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter