Есть ли смысл любой ценой удерживать неперспективные рабочие места?

Может, пособие по безработице дешевле неликвидной продукции

СЕГОДНЯ на каждую сотню заявленных центрами занятости вакансий приходится 141 безработный, зарегистрированный в органах по труду, занятости и соцзащите. Ровно год назад этот показатель отличался кардинально: 46 соискателей на 100 вакансий. Получается, буквально за год недостаток рабочих рук в республике сменился их переизбытком. Парадокс? Только на первый взгляд. 

На самом деле все объяснимо и прогнозируемо. Принятие Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» подстегнуло тех трудоспособных, кто по каким-либо причинам предпочитал не обременять себя трудовыми отношениями. Одни из них нашли работу самостоятельно, другие зарегистрировались на бирже. Вот и получилась картинка, которую имеем сегодня: рост официальной безработицы и дефицит вакансий. Хотя при этом безработица реальная, по оценкам некоторых специалистов, даже сократилась, и теперь отличается от официальной не на порядок, как было раньше, а намного меньше.

Казалось бы, налицо нехватка рабочих мест. Но все ли официальные безработные хотят своего трудоустройства? Увы, нет. До 32 процентов безработных, по официальной статистике, уволены по собственному желанию или соглашению сторон. И только 2,4 процента — по сокращению или при ликвидации организаций. Это означает, что каждый третий человек, лишившийся работы, сделал это добровольно. 

Как отмечают специалисты центров занятости, практически половина из тех, кто в прошлом году стал на учет, попросту… исчезли. Возможно, полагая, что раз зарегистрировались в качестве безработных, то «налог на тунеядство» им не грозит. Между тем они обязаны отмечаться в центрах занятости ежемесячно и искать работу — как с помощью специалистов, так и самостоятельно. Более того, безработного  вполне могут снять с учета, если он дважды отказался от предложенных ему подходящих вакансий или от двух предложений подучиться или повысить квалификацию.

Наблюдая за тем, как государство пытается призвать к труду некоторых граждан, предоставляя им варианты трудоустройства, возможность переквалифицироваться, получить новую профессию и даже поменять место жительства с предоставлением жилья при новом рабочем месте, то и дело ловишь себя на мысли: стоит ли? 

А не дороговато ли государству удержать на работе так называемых обязанных, не желающих ни трудиться, ни возмещать расходы на содержание своих детей в приютах и детских домах? Во сколько обходится переквалификация безработных, видящих себя в будущем, к примеру, бухгалтерами и не задумывающихся при этом, смогут ли они найти себе место, если этих специалистов на рынке переизбыток? И еще: так ли выгодно содержать дорогие рабочие места на устаревших производствах, которые производят продукцию на склад? Может, дешевле обойдутся государству в таких случаях те же пособия по безработице. И вообще, как получается, что в основном государство обеспокоено положением некоторых безработных, а не они сами? 

Возможно, ответы на эти и другие вопросы можно будет найти после принятия Государственной программы о социальной защите и содействии занятости на 2016—2020 годы. Ее проект уже подготовлен и нацелен на развитие системы социальной защиты населения посредством повышения эффективности политики занятости, улучшения условий охраны труда, создания безбарьерной среды, обеспечения социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан. Кстати, для тех, кто всерьез боится потерять работу, программа предусматривает даже страхование от безработицы. 

Более того, разработчики программы планируют увеличить размер пособия по безработице до размера бюджета прожиточного минимума, то есть со 197 тысяч рублей до миллиона 567 тысяч (на сегодняшний день). Возможно, и в самом деле порой выгоднее и правильнее оплачивать пособие по безработице, чем любой ценой удерживать неперспективные рабочие места. 

bolshakova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter