Может ли «Великий камень» стать Шелковым?

На этой неделе в повестке дня обоих президентов – Владимира Путина и Александра Лукашенко – евразийский акцент
Логистический перекресток

Как мы помним, приезд Си Цзиньпина в Минск в 2015 году оказался очень продуктивным. Подписано было много соглашений. Итоги визита Александра Лукашенко 28–30 сентября в Китай также впечатляют.

Общая сумма договоренностей, даже если часть из них потенциальные, составила около одиннадцати миллиардов долларов. Это по нынешним кризисным временам – существенный показатель динамики отношений двух участников евразийского экономического диалога. По итогам переговоров Председателя КНР Си Цзиньпина и Александра Лукашенко стороны подписали 27 различных соглашений в различных сферах.

– Не случайно практически в одно время возникла инициатива «интеграции интеграций», предложенная Александром Лукашенко, и концепция создания Экономического пояса Шелкового пути Си Цзиньпина. Беларусь – логистический перекресток. Мы находимся на ключевых транспортных маршрутах, связывающих Западную Европу с Востоком, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря, – заявил заместитель главы Администрации Президента Беларуси по экономике Николай Снопков.

В Китае также оценили визит Александра Лукашенко как успешный, что подтвердил помощник министра иностранных дел КНР Ли Хуэйлай.


Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин и Президент Беларуси Александр Лукашенко во время официального визита.

Стратегическое партнерство

Пекин делает определенную ставку на Минск, демонстрируя, что он – стабильный парт-нер в Европе и одна из ключевых точек проекта «Шелковый путь», несмотря на разницу их экономического веса.

Значимость взаимовыгодных китайских инвестиций для Республики Беларусь трудно переоценить. Особенно на фоне жестких и, по сути, неприемлемых условий, выдвинутых Международным валютных фондом для получения трехмиллиардного кредита на развитие. С точки зрения Александра Лукашенко требования МВФ «унизительны для белорусского народа». А условия либерализации экономики, и в частности драконовские тарифы на ЖКХ, социально неподъемны, так как перечеркивают все, что делалось в Беларуси десятилетиями. Китайские же деньги не ломают сложившийся в республике порядок, а способствуют ее поступательному развитию.

Сам Президент Беларуси так обрисовал геополитический контекст белорусско-китайского стратегического партнерства:

– В мире идет жестокая конкуренция, и прежде всего – в экономике. И Китай правильно избрал тактику: определил направление Шелкового пути. Те государства, через которые будет проходить маршрут, становятся его друзьями, потому что Китай инвестирует миллиарды долларов в экономику этих стран.

Показательным элементом и европейской платформой нового сотрудничества станет Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», «центр концентрации производств завтрашнего дня», как его назвали эксперты.

Очевидно, что приглашение Александра Лукашенко в дни национального праздника КНР отражает и высокий уровень политического диалога, необходимый при решении масштабных инвестиционных замыслов. Президент Беларуси в ответ наградил Председателя КНР Си Цзиньпина орденом «За укрепление мира и дружбы», существующим на сегодня в единственном экземпляре. Хорошие личные отношения двух лидеров стали подспорьем в межгосударственных делах.

Интеграция будет крепче

Как всегда, в западных комментариях к визиту прозвучало подозрение, что слишком быстрое белорусско-китайское сближение означает… разворот Александра Лукашенко от России. В качестве подкрепляющего аргумента на фоне спора о цене на российские энергоносители для Беларуси приводят то, что белорусский лидер в августе этого года назвал Китай «самым главным геополитическим партнером Беларуси». Хотя до этого он, мол, отзывался так только о России.

Хочется успокоить внешних игроков. Участие Китая в евразийских союзных проектах не подрывает, а, наоборот, укрепляет интеграцию. Например, визит Владимира Путина в Казахстан, в ходе которого также обсуждается транспортно-логистическая тематика по маршруту

Шелкового пути и другие евразийские вопросы, никто не рассматривает как альтернативу Союзному государству. Россия и Беларусь останутся ближайшими союзниками как в сфере безо-пасности, так и в экономике.

Константин Соколов: когда принципы эффективнее пушек

Артем Зубров

Вице-президент Академии геополитических проблем рассказал о вызовах, которые стоят перед Союзным государством.

6 октября в Сочи открылась ежегодная научно-практическая конференция Парламентского Собрания, посвященная проблемам развития Союзного государства и тем вызовам, которые стоят перед ним. Константин Соколов рассказал «СВ», какие вопросы он рассчитывает обсудить с коллегами.

– Константин Николаевич, с какой целью едете на конференцию?

– Мне представляется важным немного изменить взгляды на происходящие в мире процессы. Мы привыкли говорить о международной политике как об отношениях государств друг с другом. Сейчас же налицо ситуация, которую я назвал бы мировой гражданской войной.

– Что вы под этим понимаете?

– После 11 сентября 2001 года борьба с некими террористами ведется по всему миру, не считаясь с государственными границами. Думаю, нужно изменить наше понимание международного терроризма. Это лишь способ действий. Дело в том, что цель этой борьбы не захват территории, а глобальное переустройство мира. Причем это не только военные действия. Мы можем говорить о том, что через массовую культуру происходят попытки «подменить» население, в том числе и в наших странах. Грубо говоря, промыть мозги, подменить наши ценности западными.

– И как с этим бороться?

– Нужно осознать наши традиционные духовные ценности, такие как коллективизм – в противовес западному индивидуализму. Отсюда принцип общинности и приоритета общих интересов над частными. Все это можно и нужно продвигать. Тогда не случится так, что Союзное государство повесит замок на границы и будет отбиваться от остального мира. У нас появится огромное количество союзников, ведь такие принципы эффективнее пушек.

– Какую роль должны играть союзные депутаты в этих процессах?

– Парламентарии в данном случае играют ключевую роль, потому что главы государств часто ограничены в свободе своих действий. В такой ситуации именно парламентарии должны взять на себя роль по обозначению этой проблемы и созданию законодательной базы для действий по сохранению своей государственности.

Сенатор Степан Киричук: Нужно добиваться признания Союзного государства на международной арене

Наталья Долгушина

Член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики считает, что нынешнему созыву необходимо дать больше самостоятельности.

– Главная задача, которая стоит перед нами, – усилить парламентскую составляющую в строительстве Союзного государства и не растерять то, что сделано нами за двадцать лет. А это немало. Речь идет о внедрении союзных проектов, общем бюджете. Конечно, есть вопросы к выбору и исполнению программ, освоению денежных средств. Но проекты есть и работают. И заслуга Парламентского Собрания в этом велика. Существенна и поддержка Постоянного Комитета Союзного государства.

Второй момент связан с формированием общего бюджета. Депутаты должны держать этот процесс под полным контролем.

Третье – взаимодействие российско-белорусских парламентариев, экспертов, промышленников, бизнесменов на различных семинарах, конференциях. Особо хочу сказать о российско-белорусском форуме регионов. Уже прошли три мероприятия на разные темы, их гостями были президенты двух стран, подписано большое количество контрактов. Этот формат парламентарии как минимум не должны потерять.

Мне представляется, что Парламент Союзного государства в ближайшие пять лет мог бы получить наднациональные функции и самостоятельно принимать решения, обязательные для исполнения в Беларуси и России. Предложу создать рабочую группу, которая будет думать, какие именно полномочия должны быть закреплены за союзным парламентом, а также заниматься его укреплением и развитием.

Олег ШЕВЦОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter