Можно ли молодым авторам заработать на писательстве?

Может ли прокормить писательство?

Почему молодые авторы пытаются реализоваться именно на литературном поприще, зная, что особой прибыли это дело не приносит...
Почему молодые авторы пытаются реализоваться именно на литературном поприще, зная, ято особой прибыли это дело не приносит, если вы, конечно, не написали мировой бестселлер типа “Лолиты”

pisat.png


Широкая известность в узком кругу


Андрей Фамицкий, поэт, главный редактор литературного портала textura.by:


famickij.png— В Беларуси молодым авторам заявить о себе очень сложно. Публикации в литературных журналах, конечно, приносят определенную долю узнаваемости, но она, как правило, распространяется все на те же литературные круги. Широкая аудитория об авторе все равно ничего не знает. Возможно, дело здесь в банальном отсутствии интереса со стороны читательской аудитории. И тяжелее в этой ситуации приходится, как ни странно, авторам, пишущим на русском языке. У белорусскоязычных литераторов все же есть свой круг поклонников, пусть и маленький, а вот русскоязычным авторам пробиться к читателю трудно. Наш рынок до отказа заполнен не только российскими, но и переводными зарубежными изданиями, и белорусские авторы в этом потоке просто-напросто теряются. Выход из этой ситуации я вижу только один: нужно создавать как можно больше литературных площадок, где молодые авторы могут заявить о себе и своем творчестве.

Просто не могу не писать


Ольга Гапеева, поэтесса, переводчик:


gapeeva.png— Пока “доброжелатели” сетуют, что в Беларуси нет литературного процесса, он себе идет. Обидно, что литература существует, но в массовом сознании белорусской литературы как отдельного феномена нет. Спросите людей: многие из них не только не читали современной белорусской прозы или поэзии, но даже не могут назвать имен двух-трех авторов. Круг людей, которые читают что-то кроме новостей и бульварных романов, сильно ограничен. И это действительно проблема.

Поднимать такой актуальный, но наболевший вопрос финансирования уже, если честно, не хочется. Рассказывать об очередях в государственных издательствах — тоже. Все об этом знают, переживают, а толку? Если вы не автор детективов или любовных романов, литературой никогда не заработаете себе на жизнь. В Европе и Америке ситуация аналогичная. Сама я пишу потому, что просто не могу этого не делать.

Чужие среди своих


Андрей Диченко, писатель, журналист:

dichenko.png— Я никогда не думал о своих книгах как о способе заработать денег. В Беларуси это вообще проблематично. Одна из ключевых болезней нашей литературы — ее замкнутость на самой себе. Я пишу на русском языке, и единственное, чего хочу добиться, — чтобы русскоязычные тексты стали частью белорусской литературы. Не знаю, чем вызвана агрессия белорусскоязычных литераторов по отношению к русскоязычным, возможно, творческой импотенцией. Потому что круг, в котором они вращаются, достаточно ограничен: сами пишут, сами читают, сами друг друга хвалят.

В этом году в одном из московских издательств вышел сборник рассказов “Плот у топи” молодых белорусских авторов. 16 авторов — 16 рассказов. Русский язык, белорусский контекст. Белорусские издательства напечатать сборник отказались: мол, если пишете на русском, издавайтесь в России. Что мы, собственно, и сделали.

На собственные средства


Сергей Календа, писатель, редактор литературного альманаха “Макулатура”:

kalenda.png— Денег писательством я не зарабатываю. Когда начинали делать “Макулатуру”, знакомые литераторы округляли глаза: “Как, вам не дали на это стипендию?” Не верили, что мы с женой выпускаем альманах исключительно на собственные средства. Пока откладываем деньги на очередной номер, собираем тексты, десятков семь. Потом читаем их с друзьями, и каждый ставит им баллы. Цифры суммируются, и мы определяем “проходной” текст или “непроходной”. И это более-менее объективно. Случается, не проходят известные писатели, а никому пока не известных с удовольствием печатаем. Дохода нет, но сам себя альманах окупает. Нам изначально было понятно, что такое издание не принесет никакого дохода.

Отсутствие финансирования — не главная проблема нашей литературы. Проблема — в отсутствии толковых литературных агентов, готовых раскрутить молодых авторов. Считаю, что сами авторы не должны заниматься самопиаром и рекламой. Их дело — писать качественные тексты.

Yuliana.leonovich@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter