Может ли "Ольса" сразиться с Русланой?

Под средневековую музыку хорошо медитировать, но чтобы постоянно слушать - это определенно на любителя.
Под средневековую музыку хорошо медитировать, но чтобы постоянно слушать - это определенно на любителя. Воинские песни и композиции с прославлением князя Витовта или Богородицы - конечно, романтично, но место подобным мелодиям в соответствующей атмосфере: на рыцарском турнире или хотя бы на природе. В квартире наслаждаться звуками дуды и гуслей, все равно что в деревне - Брайаном Эдамсом. Хотя о вкусах не спорят. Но их - воспитывают. И, очевидно, в наш век, когда все смешивается и комбинируется, слушатель все меньше задается вопросом: а соответствует ли мелодия стилю времени? Главное же, чтобы "вставляло".

Поверьте, фанатов у группы средневековой белорусской музыки "Стары Ольса" предостаточно. Этим летом "ольсовцы" и вовсе решили покинуть родные края да отправиться туда, где их больше ждут: в Польшу, Латвию, Литву, Италию, Германию (sic!). В России так и вовсе песни группы Змитра Сосновского распространяют на пиратских дисках, а местные "славянофилы" почитают творчество наших соотечественников как свое. Вспоминая о недавней победе украинки Русланы на "Евровидении", можно было бы сделать и более далеко идущий прогноз. Во всяком случае, несомненно: белорусская музыка востребована. И не только в ее попсовом виде. Что обнадеживает. Радует и то, что Восточная Европа перестает быть провинцией. Как показало "Евровидение", Запад с его горячими испанскими парнями и потугами шведов повторить подвиг легендарной "ABBA" уже никого не впечатляет. Латвия, Турция, Украина - кто следующий в этом "восточном" параде победителей? Кстати, все большую популярность вновь приобретает этническая музыка. Успех Сербии и Черногории на общеевропейском конкурсе песни - еще одно тому подтверждение. Кто знает, но, возможно, эстонцы с их "фолком", только по недоразумению не прошедшие в финал, также вошли бы в пятерку "Евровидения"?

Вот только нам пока выход на столь представительную арену вряд ли светит. Пусть за границей любят "Ольсу", балдеют от "Kriwi", но все это, увы, музыка, востребованная лишь в определенных кругах любителей. У нас их концерты собирают максимум концертный зал "Минск", традиционное же место выступлений - ДК ветеранов.

Не будем никому предъявлять претензии. Музыканты стараются, и не их вина, что общее количество заморских поклонников превышает белорусских. Змицер Сосновский в июне, перед долгосрочной "командировкой", обещает презентовать новый диск - "Скарбы лiтвiна›". Первыми же смогут послушать отрывки из него участники традиционного "фэста" в Лошице, который организует там 30 мая рыцарский клуб "Легенды Вялiкага княства". Любопытно, кого больше заинтересует этот проект, - белорусов или литовцев? Песни обещаются оригинальные, чуть ли не из XVI века. Причем откопали "ольсовцы" не только давние тексты, но и ноты - пришлось неслабо потрудиться, перелистав не одну сотню страниц польских и литовских изданий. В Беларуси музыковедение такими проблемами не занимается.

Кому понадобится еще один проект "Ольсы" - "Ладдзя роспачы"? Это озвученная старинными инструментами повесть Владимира Короткевича о Гервасии Выливахе, бунтовщике против "общественных норм", отчаянном шляхтиче, намутившем воды на земле, переплывшем реку Царства мертвых, обыгравшем в шахматы Смерть и вернувшемся на землю, чтобы доказать всем свою правоту. Кстати, очень серьезное произведение. Я бы даже сказал философское. "Ольсовцы" придали ему приключенческую форму - чтобы было похоже на детектив. Не уверен, что это будут слушать таксисты, но когда моя знакомая, не утруждающая себя чтением белорусскоязычных авторов, с головой погрузилась в романы Ольги Ипатовой, я понял, что белорусская душа - еще какая загадка.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter