Может ли невероятное быть очевидным?

Травмированный работник удивлен результатом анализов
Травмированный работник удивлен результатом анализов

От ошибок не застрахован никто — приблизительно так отвечали мне в лабораториях, где исследуют анализы крови. Причем говорили это «не для печати». А «для печати» ответ у всех тоже был одинаковый: «У нас ошибки исключены». Что такое ложноположительный результат (есть, оказывается, такой термин), я испытала на себе. Несколько лет назад в лаборатории областной больницы, куда из моей поликлиники отправили исследовать кровь, пришел ответ, который поверг меня в ужас. Страшные перспективы больного гепатитом С, думаю, никому объяснять не надо. Но врач–инфекционист почему–то посоветовала сдать кровь еще раз и отправила ее в другую лабораторию. Пришла за результатом — и опять стресс. Уже от радости: гепатит у меня не выявили. Через месяц кровь исследовали дорогостоящим методом ПЦР — ничего, сдала анализ через год — тоже все в норме. Поэтому когда узнала об истории с Сергеем Трофимуком, решила в ней разобраться.

...Сергей Трофимук до недавнего времени работал в ОАО «Агровита» Брестского района. Ранним воскресным утром 24 июля он заливал масло в рабочий агрегат трактора, на котором не оказалось защитных кожухов, — в механизм попал сначала свитер, а потом — рука... С обширной рвано–ушибленной раной группы мышц предплечья и переломами мужчину доставили в травматологическое отделение Брестской областной больницы, где в тот же день сделали операцию и взяли кровь на исследование.

— О том, что якобы у меня обнаружили 0,6 промилле этилового спирта, мне сообщила мать. Она была возмущена до крайности, а я как–то вначале и не задумался особо. Теперь вот рассказали, что больничный оплатят наполовину. Но не из–за этого обидно. Я ведь не пью вообще, — рассказал Сергей Трофимук.

Мать Сергея Надежда Сергеевна прошлась по коллегам сына с письмом в его защиту, письмо они подписали, подтвердили, что он был трезв. Но... «Наличие этилового спирта — абсолютное и бесспорное доказательство факта употребления спиртосодержащих напитков... Свидетельские показания не являются основанием для опровержения факта алкогольного опьянения», — написано в ответе из областного управления здравоохранения, которое провело служебное расследование.

Не поставили под сомнение факт употребления алкоголя и в областном управлении департамента государственной инспекции труда.

«Мы не наделены правом проводить дознание и верим заключению судмедэкспертизы», — рассказал заместитель начальника областного управления Георгий Кныш. Правда, Георгий Демидович припомнил одну историю, когда специалистам инспекции труда все же удалось доказать, что пострадавший человек был трезв.

— В позапрошлом году уборщица «Брестоблупрдора» поливала цветок и поскользнулась, упала, сломала ногу. В городской больнице скорой помощи у нее взяли кровь и отправили на исследование в бюро судмедэкспертизы. Результат: у 71–летней женщины обнаружили 2,4 промилле этилового спирта! — вспоминает Георгий Кныш. — В больнице после долгих споров все же признали свою ошибку. В тот день сюда поступал нетрезвый пациент, и это могли быть его результаты. Перепутали...

Могло ли произойти нечто подобное в случае с работником ОАО «Агровита»? В областной больнице ситуацию в стиле «перепутали пробирки» исключают. Владимир Могучий, начальник областного бюро судмедэкспертизы, говорит, что не могло такого случиться и в подчиненной ему химлаборатории, где делали анализ.

— Поначалу я было возмутилась. А теперь думаю, не докажем мы ничего. Кому–то выгодно, чтобы Сергей в тот день по документам оказался нетрезвым, — уверена мать.

Инженер по технике безопасности ОАО «Агровита» Мария Степусюк такого даже в мыслях не допускает: «Это не в наших интересах. Поймите, за то, что мы допустили к трактору выпившего работника, нас по головке не погладили. Директора хозяйства даже в прокуратуру вызывали»...

Чем же закончится вся эта история? Кто прав? Ставлю пока многоточие...

Памятка «СБ»

Если в крови обнаружено до 0,3 промилле этилового спирта, эксперты выдают заключение, что человек трезвый. От 3 до 5 промилле — это уже тяжелое алкогольное отравление, а 5 — 6 промилле — смертельное. Сколько нужно выпить, чтобы опьянеть, зависит от многих факторов: веса человека, процессов метаболизма в организме и т.д.

Компетентное мнение

Нина ТОМАШЕВА, врач лаборатории диагностики Брестского областного Центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

— Я не могу говорить за своих коллег. Но с моим родственником тоже был случай, когда обнаружили алкоголь, а его там быть не могло. Расскажу, как мы проводим исследования на ВИЧ и гепатиты В и С. У нас точно ошибок не бывает. Да, при первичном исследовании, которое проводится в других лабораториях, может быть ложноположительный результат на ВИЧ у пациентов, которые болеют ревматизмом, гепатитом или у беременных женщин. Для того чтобы исключить ошибки, существует наша арбитражная лаборатория. Схема такова. Лечебные учреждения доставляют нам кровь или сыворотку. Все пробирки должны быть промаркированы, иметь направление. Если нас не устраивает маркировка на пробирке или документы, кровь в работу не пускаем и сообщаем тому медучреждению, откуда кровь пришла. Если, скажем, при обследовании на ВИЧ была первично положительная проба, делаем запись в регистрационном журнале. Эту же кровь исследуем еще раз. Если в двух лунках идет подтверждение, сообщаем в медучреждение, что требуется кровь на арбитражное исследование. Его проводим на более чувствительных диагностических тест–системах четвертого поколения. Если кровь опять положительная, отправляем ее в Минск в Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья на так называемый иммуноблотинг. И только после того как там подтверждается положительный результат, человек считается ВИЧ–инфицированным. За счет многократных исследований у нас ошибки исключены.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter