«Можем помочь и мужчинам объединиться»

Не о «денежных» вопросах, а именно о самом главном – семье и жизненных ценностях – корреспондент «СГ» поговорила с Надеждой Ермаковой

— Надежда Андреевна, вы отмечали, что кредо Белорусского союза женщин — помогать тем, кто в этом действительно нуждается. По каким направлениям сейчас работаете? Какие новые проекты запустили?

— Мы поддерживаем семьи и детей, которые лишены родительской любви, посещаем больницы, дома пожилых людей и инвалидов, социальные приюты. Помогаем женщинам не растеряться в разных жизненных ситуациях, поддерживаем их инициативы. Не стоит забывать, что Белорусский союз женщин — это не просто объединение активисток из Минска или больших городов. Мы представлены почти во всех райцентрах, деревнях и агрогородках. И там, на местах, каждый день идет работа, которая порой остается незаметной. Мы и не афишируем, а просто стараемся улучшить качество жизни. Добрые дела в рекламе не нуждаются.

Не могу сказать, что в этом году запустили что-то новое. Все также придерживаемся принципа — помогать ближнему. Уже традиционными стали акции, которые проходят по всей республике, — «Женщины против пьянства» и «Ни одного брошенного ребенка». Во время встреч говорим о нравственных ориентирах. Ведь это ужасно, когда спиваются женщины, и в итоге у них забирают детей, или когда молодая мама отказывается от ребенка. Стараемся, чтобы такого в стране было меньше.

— Но в Беларуси тоже стараются уйти от тех же детских интернатов.

— Действительно, у нас работает государственная программа, направленная на постепенный отказ от интернатов, детских домов. У каждого ребенка должна быть семья. Организуются дома семейного типа, поощряются приемные семьи. В каждом районе строятся жилые дома для таких семей. Когда-то и Белорусский союз женщин был инициатором такого проекта. Активно коммерческие банки подключились. На счету Беларусбанка уже 13 таких домов. Как бы то ни было, но все лучшие качества прививаются, как правило, маленькому человеку в семье. Когда же ребенок живет в интернате, то не получает того внимания, и той заботы, которые дали бы ему родители. Многие дети, когда выходят из интерната, и вовсе теряются — как жить дальше? И никто не может им помочь не то что материально, но даже советом…

Дай Бог, чтобы и приемных семей с каждым годом становилось меньше, и детей воспитывали только родные родители. Но пока проблема остается.

— Казалось бы, что мешает? Согласно тому же международному рейтингу, Беларусь по условиям для материнства заняла 26-е место среди 178 стран. Это лучший показатель среди всех постсоветских государств.

— Сегодня на государственном уровне поддержка мамам действительно оказывается весомая. Самое главное — женщины рожают в замечательных условиях. Уровень медицины вырос. После родов — отпуск на три года с сохранением рабочего места, денежная помощь. Если родился третий ребенок, то предоставляется вариант строительства жилья с льготным кредитованием. Если пятеро детей, кредит полностью погашается государством. Не в каждой стране созданы такие условия для материнства.

Я вспоминаю свое детство. В то время женщина могла находиться в декретном отпуске всего 56 дней. А потом куда хочешь, туда и девай ребенка. И ничего, рожали, и семей многодетных больше было. Легко родителям тоже не было, но не жаловались. Надо вернуться к духовности, только тогда поймем, что действительно важно. Возможно ли это сегодня? Возможно. Нужно только всем миром, как говорится, на эту беду обрушиться. Все заполонил Интернет, где зачастую пропагандируются далеко не самые высокие и достойные идеалы. Да и телевидение не стесняется. Молодежь к этому особенно восприимчива, а здесь кроется риск деградации…

— Осмелюсь предположить, что итоги прошедшего «Евровидения» вас тоже не порадовали...

— Такие конкурсы не смотрю в принципе — пустая трата времени. Результаты узнаю из новостей. Пусть на меня обижаются, но сама постановка представления мне неприятна. Вот лет пять назад выступала группа из Финляндии, участники которой были переодеты в страшные костюмы. И они победили! Это тоже говорит о деградации, если столько голосов отдано было им. У нынешнего победителя голос хороший и песня неплохая, но сам образ этого то ли мужчины, то ли женщины неприемлем. И думаю, не только для меня.

— Надежда Андреевна, на ваш взгляд, для нашей страны характерно гендерное неравенство?

— Женщинам сейчас интересно все — не только социальные проблемы, но и политика, и экономика, и международные отношения, и сельское хозяйство. Если смотреть с точки зрения государственной политики, то гендерных проблем в нашем государстве нет. Все равны, и никто не сможет запретить представительнице прекрасного пола двигаться по карьерной лестнице. Сегодня в республике женщины возглавляют и райисполкомы, и сельсоветы, и крупные учреждения, в том числе сельскохозяйственные организации. Хватает и индивидуальных предпринимателей. Это в западных странах приоритет для женщин — борьба за гендерное равенство. В Беларуси же порой именно женщинам проще чего-то добиться, нежели мужчинам.

Конечно, никто и у нас не отменил человеческого фактора, когда конкретно взятый руководитель, к примеру, не хочет видеть в своих заместителях представительницу слабого пола. Такие случаи, к счастью, редки. Например, по отношению к себе я никогда не чувствовала какой-то предвзятости, хотя на руководящих должностях нахожусь вот уже 27 лет.

Я считаю, что женщин и мужчин в руководстве организации должно быть поровну. Таким принципом руководствуюсь и сейчас, возглавляя Национальный банк. По своей природе женщины более щепетильные, а мужчины обладают более глобальным мышлением, умеют видеть задачу во всем ее масштабе. Порой из-за своей щепетильности мы можем упустить самое главное, а мужчины, напротив, могут проигнорировать какую-то мелкую проблему. Нужно дополнять друг друга.

— Как вам кажется, женщинам из деревень сложнее пробиваться в жизни, чем городским?

— Нет, карьеру можно делать и в деревне. Но вот в бытовом плане, конечно, все еще сложнее женщине жить на селе, чем в городе, где есть все — и больницы, и магазины, и парикмахерские, и транспорт регулярно ходит. Да и не у каждой сельчанки есть время, чтобы постоянно ухаживать за собой. Нужно успеть и по дому все сделать, и с хозяйством управиться, и огород прополоть, а ведь еще и работа. Но заметьте, мало кто из сельских женщин жалуется или в принципе рассказывает о своих проблемах. У них, по моим наблюдениям, более сильный характер.

— Не потому ли звание «Женщина года» нередко получают именно сельчанки?

— Соглашусь. Активисток среди сельских женщин даже больше, чем среди городских. Возможно, их инициативы иногда не так заметны на республиканском уровне, поскольку рассчитаны на уровень местный. Но порой у некоторых из них столько идей и мыслей, что только успевай подхватывать. Та же Нина Железнова, которая возглавляет «Озерицкий-Агро», в этом году получила звание «Женщина года» за возрождение села. Она действительно удивительно организованный, ответственный, преданный своей профессии человек, который еще и постоянно думает о повышении качества жизни в сельской местности и многое для этого делает. Уверена, где бы она ни работала, везде получала бы отличный результат. И таких женщин, с которых нужно брать пример, в деревнях белорусских много. Даже несмотря на все трудности, на тяжелую работу на земле и сельхозпредприятиях, они находят время и на общественную деятельность, благотворительность…

Почти у всех наших женщин уклад такой — не можем пройти мимо тех, кому нужна помощь. И порой именно мы первыми замечаем тех, кому действительно эта поддержка нужна. А потом уже вместе с мужчинами стараемся помочь. Кстати, на одном из последних заседаний БСЖ выдвинули предложение помочь мужчинам создать подобную организацию. Нашлись даже в их числе инициаторы, готовые заняться этим вопросом. Но, как видите, женщины все равно направляют и подталкивают.

— Знаю, что активно сотрудничаете и с другими странами. Какой-то интересный опыт там перенимаете?

— В конце апреля наша делегация побывала в Азербайджане, а в мае в Беларуси мы принимали женщин из Кореи. Обмен опытом, конечно, необходим. Во время встреч мы не только обсуждаем все вопросы, которые близки и волнуют женщин, но и рассказываем о нашей республике, социальной и государственной политике. Конечно, все стараются показать свои страны с лучшей стороны, но не забываем и о проблемах. Например, что мне нравится в восточных странах — там не встретишь брошенных детей или стариков, даже приютов нет. Если в семье случилось так, что рано из жизни ушли родители или пожилые остались одни, то всегда найдутся родственники, которые за ними присмотрят. К такому мы пока можем лишь стремиться…

— Надежда Андреевна, спасибо за интересную беседу!

Наталья БОРИСОВЕЦ, «СГ»

Фото предоставлено пресс-службой Национального банка

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter