Закрепятся ли белорусские сельхозпроизводители на американском рынке?

Можем, если захотим, торговать и с США

ПРОДАЖИ товаров на наши традиционные рынки — Россию, Украину — за январь—апрель снизились на 40 процентов. Но ставка на диверсификацию экспорта и поиск иных рынков сбыта начинает давать плоды. Новых партнеров нашли в Азии, Африке, Центральной и Северной Америке. Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц убежден, что перспективы американского рынка обнадеживают и, главное, их нельзя упускать. Северная и Южная Дакота, Небраска, Висконсин, Миннесота, еще раньше переговоры в Вашингтоне – белорусская экспансия на американский рынок начинает набирать обороты. 

В 2014 году объем поставок сюда составлял 2,5 миллиона долларов, или 153 процента к 2013-му. В первом квартале экспорт сельхозпродукции вырос на 22 процента. К концу года продажи планируется увеличить до 100 миллионов долларов. Реален ли рывок? Закрепятся ли наши сельхозпроизводители на огромном и всеядном, но взыскательном  американском рынке?

Пик белорусско-американских торговых отношений пришелся на 2006—2007 годы, когда товарооборот между двумя странами составлял более 730 миллионов долларов, а внешнеторговое сальдо нашей страны было положительным. Однако после похолодания во взаимоотношениях наши экспортные потоки были переориентированы с североамериканского на другие рынки региона, например, в Венесуэлу. В последние годы товарооборот между странами вновь стал расти. Активно продвигает свою продукцию на рынок США компания «Санта Импэкс Брест». Компания, известная у нас под брендом «Санта-Бремор», поставляет американцам селедку, икру мойвы и морскую капусту. 

Значит, можем. Да и по ценам с США работать выгодно, утверждают специалисты Минсельхозпрода. Американский  рынок сам по себе очень емкий, население – 350 миллионов человек. Причем люди состоятельные. Белорусский продукт при правильном маркетинге проходит и востребован. А задача производителей – работать над себестоимостью, качеством и маркетингом. Все должно быть увязано.

Но на новый рынок нужно не просто войти, сложнее – прочно закрепиться. Для этого придется хорошенько поработать. Для начала нужен грамотный маркетинг: сопровождать и отслеживать товар, продвигаться более активно и агрессивно. 

Наша стратегия в торговле с США состоит в том, чтобы ориентироваться на потребителя не только в лице эмигрантского движения, как это было до сих пор, но и выходить на крупные федеральные американские сети. Для этого сельхозпредприятия должны продумывать маркетинговые шаги, в том числе разрабатывая новые бренды, специально для американского рынка.

Первый опыт уже есть. Belle Amie — под этим брендом  компания Euro Import Bel LLC – генеральный импортер в США и Канаду — сегодня поставляет в Америку кондитерские изделия. Кстати, эта компания  имеет более 900 торговых точек и продовольственных баз по всей территории США и Канады. А годовой оборот превышает 11,9  миллиона долларов.  

Почему мы не можем продвигать и защищать, как французы защищают свою «шампань», а грузины – «сулугуни»? Бренд — это часть национального имиджа, который формирует восприятие страны у широкого круга зарубежных потребителей. Но беда в том, что наши многие, даже крупные сельхозпредприятия и холдинги, часто не понимают или недооценивают место маркетинга в продвижении своей продукции. Многие считают его как вспомогательное дополнение к производству. Отделы маркетинга вообще больше представляют собой просто отделы продаж: сидят просто агенты. А нужны аналитики, изучающие рынки и национальные законодательства других стран. 

Думается, если мы не поднимем юридическую подготовку руководителей и главных специалистов наших предприятий, мы и дальше будем терпеть убытки, которые связаны и с потерей денег, и с потерей имиджа.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter