К 1 января каждый облисполком Беларуси должен выделить 100 гектаров земли для выращивания бахчевых

Можем. Если сильно захотим

Капризы климата преподносят порой сюрпризы...
Капризы климата преподносят порой сюрпризы. Это чтоб у нас, с нашим-то непредсказуемым летом, плодоносили  арбузы, дыни и виноград? Еще десять лет назад это казалось немыслимым. А сегодня только ленивый дачник не попытался вырастить на своем участке экзотические фрукты. И растут ведь! Фермеры пошли еще дальше: они смело засевают южными культурами целые гектары — и снимают богатый урожай. 

Недавняя новость вообще удивила: к 1 января 2015-го каждый облисполком должен подобрать не менее 100 гектаров земли для выращивания бахчевых культур. Неужели дни привозных арбузов и дынь сочтены? Слово —  фермерам и ученым.


Люблю лозу в начале мая


Виноградников, которые соседствовали бы с соснами и березами, нет нигде в мире: ни в Испании, ни в Италии, ни во Франции. Сложно найти их и в нашей стране, ведь плантации в Пинском районе пока единственные. Мы побывали на землях Пинского винодельческого завода и узнали, как теплолюбивая культура прижилась на полесском грунте и что тормозит развитие этого выгодного направления.

Как-то в Пинск приезжали специалисты из Молдовы и все удивлялись: как это виноград может расти рядом с соснами и березами. Выглядит необычно, да. А вот как раз для лозы близость к лесу — это плюс. Потому что кусты всегда закрыты от холодного воздуха и сильного ветра. Агроном завода Чеслав Лимановский шагает между прямыми рядами посадок и рассказывает о первом и пока единственном в стране винограднике, который заложили 11 лет назад. 

Сам Чеслав Михайлович трудится здесь с 2003-го. Но и до Пинского винодельческого занимался виноградарством на собственном участке. Именно он разработал и внедрил технологию, благодаря которой на юге нашей страны может расти теплолюбивая культура. Словно в доказательство, агроном поднимает большие листья виноградного куста и показывает красивые, налитые грозди. Они действительно ничем не отличаются от тех, что можно увидеть в магазине или на рынке. 

В чем же особенность нашего подхода? Чеслав Лимановский начинает с того, что в Пинском районе не используют ни минеральные удобрения, ни гербициды. Единственное, что добавляют в грунт, — это органически активная мульча. Другими словами, простые опилки и отходы собственного винодельческого производства. Ими посыпают ряды под кустами винограда: чтобы там появлялись необходимые для роста лозы микроорганизмы. Агроном показывает грибы в междурядье — это признак того, что симбиоз земли и растений уже налажен. В остальном уход за виноградом прост. Нужно лишь сеять травы между рядами, подсаживать, подвязывать и обрезать кусты. 

Чеслав Михайлович соглашается: ничего сверхъестественного. Поначалу на опытном винограднике, где испытывают новые сорта, для защиты кустов от холода планировали накрывать теплицу. Но полесский климат растению настолько подошел, что утепления не потребовалось. И теперь виноград на юге Беларуси, причем на открытом грунте, уже не прожект. А вполне реальный сегмент сельского хозяйства. 


Директор завода Виктор Конончук вспоминает: полесские виноградники начинались с 40 соток. Но год за годом плантации росли. И сегодня 40 работников предприятия обрабатывают уже 70 гектаров посадок. Из них плодоносят пока только 17 гектаров. Но первый урожай и на остальных площадях уже не за горами. 

Виктор Конончук показывает тот самый опытный виноградник прямо у стен заводской администрации. Именно здесь проходят испытания сразу 85 сортов винограда. В качестве основных сегодня используют только десять: «бьянка», «кристалл», «маршал Фош», «московский устойчивый» и несколько других. Но, тем не менее, все, как на лучших испанских, итальянских и французских виноградниках. 

А в самом начале, продолжает директор, мало кто верил в успех виноградной затеи. Но на полесском грунте лоза показала себя с лучшей стороны. Специалист винодельческого завода объясняет: выращивание винограда в Беларуси, в принципе, не связано с рисками. Он цветет в июне, потому традиционные майские заморозки лозе не страшны. С гектара посадок можно получать 100—180 центнеров ягоды. А значит, и продавать его за счет объемов выгоднее. Да и сами объемы все 40 лет плодоношения остаются примерно одинаковыми. 

Но Виктор Конончук не скрывает, что культивация винограда — работа на будущее. Чтобы посадить гектар виноградника, нужно вложить не менее 250 миллионов рублей. А чтобы виноградник начал стабильно плодоносить, должно пройти не менее пяти лет с момента посадки. При этом все годы кусты требуют постоянного ухода специалистов и дополнительного оборудования. Одним словом, сиюминутную выгоду, в отличие от однолетних растений, эта культура принести не может. Зато в перспективе многих лет это один из наиболее выгодных видов бизнеса. 


С 2011 года Пинскому винодельческому заводу серьезно помогает финансирование по госпрограмме «Развитие картофелеводства, овощеводства и плодоводства». Но она рассчитана всего на пять лет, чего для винограда с его темпами роста, конечно, недостаточно. За это время если и можно заложить новые виноградники, то средств для ухода за остальными просто не останется. Не говоря уже о расширении посадок. 

За десять лет виноградники Брестской области доказали: эта культура не просто прижилась на полесской земле. И направление это может быть перспективным и рентабельным. Вино, которое уже сейчас выпускают в Пинском районе, не хуже импортных образцов и определенно лучше напитков некоторых отечественных производителей. Кто знает, возможно, белорусские вина с Полесья уже совсем скоро станут узнаваемым во всем мире брендом. Но пока ясно одно: без государственной поддержки нашим виноградарям в ближайшие годы не обойтись. 

Артем КИРЬЯНОВ

artem.kirjanov@gmail.com



Арбуз кручу, урожай хочу



Заняться выращиванием бахчевых речицкие фермеры Залесские решились не сразу. В 2000 году один из братьев вернулся из Бреста в родную деревню Короватичи. В 2004-м году взяли в аренду землю в соседней деревне Ивановка и создали фермерское хозяйство. Заботы по технической части легли на Александра. Вчерашний инженер Виктор «налег» на овощеводство. А начинали с традиционного — картофель, капуста, лук, томаты, перец… 

Потом возникла идея с арбузами. Поначалу Виктор Залесский внимал рекомендациям бывалых огородников: знакомые уже давно выращивали ягоду на приусадебных участках. Читал специальную литературу, изучал технологию возделывания арбузов у польских аграриев. Как выяснилось, был такой опыт и в Беларуси, здесь пробовали заниматься бахчевыми еще в 1960-х. Правда, без особых успехов. Семена, по сути, просто бросали в землю и ждали урожая. В итоге не прижилась полосатая ягода на наших полях. 

Залесские первые семена покупали и в Беларуси, и в дальнем зарубежье. Наиболее адаптированными к местным условиям оказались гибриды голландского «романза». Посадили арбузы на площади около 2 гектаров. И — удача: хороший результат получили с первого раза, вспоминает Виктор. Потом было по-разному. Как-то во время очередного эксперимента половина арбузов погибла. Словом, рисковали и учились на собственных ошибках…

Полноценными плодами своего труда фермеры Залесские впервые смогли порадовать участников республиканского фестиваля «Дожинки-2007»: он проходил в Речице. Высокие гости и ученые НАН тогда были просто поражены и вкусовыми качествами ивановской ягоды, и ее размерами. Неужели все это на местном поле выросло? Чтобы убедиться, тогдашний руководитель Института овощеводства лично приехал в хозяйство к Залесским. Ходил по убранной плантации, дергал за высохшие стебли: нет ли со стороны фермеров подвоха. А на следующий год специалистов на ивановскую бахчу прислал: опыты возделывания ставить.

Через пару лет из Минска пришли научные рекомендации по выращиванию бахчевых в местных условиях: об этом Виктор Эдмундович говорит с легкой иронией. Подсылали контролеров и конкуренты-продавцы: мол, скупают Залесские где-то краснодарские арбузы по дешевке, а потом демпингуют ими на рынке. Но все проверки заканчивались быстро: достаточно только было взглянуть на роскошную ивановскую бахчу.

Гордятся фермеры и личным рекордом. В 2010-м у них на поле вырос арбуз-великан весом 20 килограммов 175 граммов. За четыре последних года преодолеть эту планку братьям пока не удалось. Но все еще впереди, уверены Виктор и Александр. 

Зато в этом году, даже несмотря на засушливое лето, урожай порадовал: более 50 тонн ягоды получили с двух гектаров бахчи. К сбору урожая пришлось привлекать не только сыновей, выпускников вузов, но и близких, сельчан. Со сбытом продукции вопросов не возникает: уходит быстро. Вот и в день нашего разговора фермеры отгружали машину для работников местного метизного завода.

Однако проблем с бахчевыми немало. Уход и уборка — все это в основном нелегкий ручной труд. Но и без надежной техники трудно обойтись. Попытки фермеров приобрести мощный МТЗ в лизинг уже три года терпят фиаско. Вносит коррективы и погода. Ладно бы, арбузы: они под открытым небом выращиваются. Но и с дынями, которые в теплице, случился казус. Выросло их на гектаре, по словам фермеров, — больше ожидаемого. А во время созревания плодов зачастили дожди. Из-за повышенной влажности дыни лопались, ни одной тогда продать не удалось... И все же Виктор Эдмундович по этому поводу не расстраивается. И добавляет: урожай этого года вдохновляет на новые поиски.

Николай ЖДАНОВИЧ

zdan1@tut.by



Компетентно



Татьяна ВЕРОВСКАЯ, начальник отдела агрометеорологии Республиканского гидрометеоцентра:

— Действительно, сейчас в нашей стране можно выращивать фрукты и овощи, о которых еще 15—20 лет назад подумать было нельзя. Правда, о широкомасштабном промышленном производстве тех же арбузов, дынь и персиков говорить пока не приходится. Хотя уже, например, ведутся работы по созданию промышленных плантаций винограда.

Все это стало возможным из-за серьезных климатических изменений. В Беларуси на начало этого века пришелся самый продолжительный период потепления за все время наблюдений. В среднем температура воздуха превысила норму на 1,1 оС.  Наибольший ее рост происходит зимой и в первые весенние месяцы. Фактически зима сократилась на полмесяца, потому что снежный покров стал сходить на 10—15 дней раньше. Причем глубина промерзания почвы снизилась на 6—10 см.  

В результате произошло изменение границ агроклиматических областей. Северная распалась, а на юге Полесья образовалась новая, более теплая. 

У потепления климата для сельского хозяйства есть и плюсы, и минусы. Положительное то, что сельхозпроизводство становится более эффективным. В теплое время заморозков становится меньше, вегетационный период — дольше. Весна приходит раньше — значит, раньше наступает срок посева яровых и их созревания. В холодный период меньше средств тратится на содержание животных в стойлах, лучше чувствуют себя озимые. 

Отрицательного тоже хватает. Все чаще повторяются засухи и, наоборот, экстремальные осадки, растет перепад температур. Растения становятся менее закаленными, они могут чаще страдать грибковыми заболеваниями. Ухудшаются условия для средних и поздних сортов картофеля, льна, овощных культур, например капусты.  

В такой ситуации нужно увеличивать удельный вес более теплолюбивых и засухоустойчивых культур — кукурузы,  проса, сорго, из зерновых отдавать предпочтение озимым, внедрять более позднеспелые сорта, которые лучше используют растущее тепло.

Впрочем, наш АПК не спит в шапку и адаптируется. В хозяйствах Брестчины и Гомельщины начали выращивать озимый ячмень: его уборку начинают на 2—3 недели раньше других культур, а урожайность не ниже. Значительно увеличились площади кукурузы под зерно, рапса на семена. На юге ежегодно сеют сою, расширяются поля подсолнечника, овощного горошка, сахарной кукурузы и спаржевой фасоли. 

Кроме того, освоено промышленное выращивание лука в однолетней культуре, ранних теплолюбивых сортов картофеля. 

Киви приехал из киева


Вот так вышел утром из садового домика, сорвал с дерева актинидию, закусил кизилом, собрал китайского лимонника для лечебного чая… и день удался. Думаете, где бы это могло происходить? Именно так поступает садовод-любитель из Лиды, который выращивает на дачных сотках белорусский «киви» — ягоды, из которых лепят лаваш для космонавтов. На этом же необычном участке можно подивиться на урожай аралии маньчжурской, золотого корня и элеутерококка — для долголетия и бодрости духа. 

С недавних пор многие аграрии и садоводы-любители уделяют большое внимание нетипичным для наших погодных условий  фруктам и овощам. Сколько можно ассоциировать самих себя с «бульбашами», способными вырастить только картошку, морковку и капусту с яблоками. Климат не позволяет, скажут скептики. А оптимисты возьмут да и вырастят у себя на огороде что-нибудь эдакое. Например, актинидию. По виду и по вкусу этот фрукт что-то среднее между киви и виноградом. Только вкуснее. Так утверждают те, кто хоть раз попробовал диковинный гибрид. Кстати, киви — это китайская актинидия. 


Виктор Гузенко впервые увидел необычное растение во время экскурсии по Киевскому ботаническому саду. Это было 18 лет назад. Много лет подряд садовод-любитель ездил туда работать во время отпуска. Там он приобрел первые знания о выращивании экзота, а за свой труд получал новые саженцы этого уникального растения. Сейчас он сам пишет для санкт-петербургского журнала, получает многочисленные письма от садоводов с просьбами поделиться опытом. Пишут со всего бывшего СССР, некоторые приезжают, чтобы лично продегустировать фрукт и ответить на вопрос: на что похожа новинка?

Достоверно известно, что следы растений рода актинидиевых найдены в буроугольных отложениях на юге Беларуси, а это значит, что актинидия — житель Приморского края — просто возвращается на родину, приоткрывает завесу тайны Виктор Гузенко. Опытный садовод рассказывает, что у нас больше распространена актинидия коломикта, которую действительно можно выращивать на всей территории нашей страны. По содержанию витамина С диковинный фрукт уступает только шиповнику, но у этого вида есть ряд существенных недостатков: плоды небольшие, нетранспортабельные, после созревания быстро опадают и портятся. На Дальнем Востоке их сушат, а охотники берут с собой в длительные экспедиции. На огороде под Лидой преобладают три вида актинидии — аргута, пурпурная и полигама. У них достаточно крупные плоды от темно-зеленого до бордово-красного цвета. 

Супруга Виктора не устает восхищаться чудесами, которые ежегодно появляются на двадцати дачных сотках. 

— Когда созревает актинидия, то я больше ничего не ем, — утверждает Валентина Николаевна. — В прошлом году был небывалый урожай, часть фруктов пришлось продать, чтобы не пропали. Этот фрукт просто праздник вкуса и цвета. До чего же эти плоды красивы в середине — цвет то коралловый, то ярко-рубиновый, то болотно-зеленый, то все цвета вперемешку. Молодежь варенья не ест, поэтому немного замораживаю или перетираю с сахаром. Кстати, столовая ложка актинидии полигама заменяет кило клубники. 

В Украине, откуда привез саженцы бывший военный Виктор Гузенко, актинидия достаточно известна: растение можно встретить на частных подворьях. Кроме того, в последнее время ее нередко используют как декоративное растение для вертикального озеленения. Актинидия — это лиана, которая очень быстро наращивает массу, можно ее обрезать и формировать кустарник, а можно дать волю — и она вырастет вверх на десятки метров. К примеру, в Киевском ботаническом саду есть сосна, которую обвивает актинидия, пряча свои плоды на самой верхушке величественной красавицы. 

Кроме восьми сортов актинидии, садовод-опытник растит кизил, китайский лимонник, элеутерококк, аралию маньчжурскую, золотой корень. Все эти растения прекрасно себя чувствуют на обычном белорусском огороде, а их пользу здоровью трудно переоценить. Конечно, все это можно купить в аптеке, запакованное в красивые коробочки. Только, во-первых, цены кусаются, а во-вторых, ни одно заграничное снадобье не сравнится с тем, что выросло в наших широтах. Несколько лет подряд Виктор Гузенко представляет свои достижения на так называемых слетах садоводов. Очередной такой слет пройдет в Гродно в начале сентября — коллекция саженцев уже готова и ждет новых заботливых хозяев.

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

tanula.k@mail.ru



Мнение


Федор ПРИВАЛОВ, гендиректор РУП «Научно-практический центр по земледелию» Национальной академии наук:

В принципе, у нас в республике можно выращивать все. Например, раньше в Несвиже собирали урожай винограда, ананасов, бананов. В теплицах. Тогда на лошадях было невыгодно везти продукцию из-за границы. Можно почитать в книгах, сколько тогда в Беларуси заготавливалось продукции. Мы должны к этому прийти. Но над этим должна поработать наука.

Кстати, дыни и арбузы, выращенные на белорусской бахче, намного слаще, потому что в наших широтах день длится до 17 часов, а ближе к экватору — только 12. Поэтому и накопление сахара намного больше.

В нашей стране уже есть сорта арбузов и дынь, выведенные специально для местных климатических условий. Их можно выращивать, поставлять, например, в Россию и зарабатывать на этом. Нужно только дать рассаду на дачи, в деревни. 

В получении высокого урожая особую роль играет деятельность ученых-селекционеров. Без выведения специального сорта нельзя получить хороший скороспелый арбуз или дыню.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter