Мозговой штурм

В Беларуси успешно проведена первая операция по эндоваскулярному лечению инсульта  

В Беларуси успешно проведена первая операция по эндоваскулярному лечению инсульта

Внешность обманчива. Сегодня, глядя на 67-летнего Виктора Ивановича, не скажешь, что у него есть даже намек на проблемы с сердцем. Цветущее лицо, бодрая речь, почти уверенная походка… Он практически готов к выписке. Одиннадцать дней назад его доставили в реанимацию столичной больницы скорой медицинской помощи с ишемическим инсультом. И без того критическое состояние пациента осложнялось одним серьезным аспектом…

— Мы не знали, сколько времени мужчина пролежал в квартире, прежде чем его обнаружили родственники. Сознание было путаным, говорил с трудом, терял координацию — налицо острое нарушение мозгового кровообращения, — вспоминает Александр Бейманов, заведующий рентгенооперационным отделением эндоваскулярной хирургии БСМП. — Срочная компьютерная томография мозга показала, что сосуд не разорван. А значит, циркуляция крови нарушилась из-за тромба. Времени на раздумье у нас практически не оставалось: выяснилось, что у пациента заблокирован единственный сосуд, питавший оба полушария. Второй закрылся еще раньше. По сути, мозг медленно погибал из-за кислородного голодания. Консилиум врачей решил: внутривенное введение тромболитических препаратов по прошествии стольких часов будет неэффективным. Выход один — эндоваскулярное вмешательство.

С помощью контрастного препарата медики точно установили место, где образовался тромб. Затем через бедренную артерию пациенту ввели микрокатетер диаметром 1 мм. В общей сложности хирургам предстояло «пройти» вверх к нужной точке сосуда головного мозга около метра. Только специалисты смогут представить, насколько трудна и филигранна эта работа: преодолеть все повороты, изгибы и не поранить артерию. На все про все у операционной бригады из восьми человек ушло более 2 часов.

 — Когда мы достигли тромба, в него при помощи катетера был введен тромболитик. Размягчив таким образом «затор», мы затем удалили его из сосуда специальными механическими устройствами... Не скрою, подобные манипуляции применительно к лечению инсульта в Беларуси выполнены впервые, — говорит Александр Бейманов. — Операция, тьфу-тьфу, прошла успешно: сразу же восстановилось кровообращение по обоим полушариям. Серьезных изменений в них компьютер не показал. Мы специально подключили пациента к аппарату искусственной вентиляции легких, чтобы мозг оправился от шока. На четвертые сутки мужчина полностью пришел в себя: он четко и ясно разговаривал, узнавал родных, без проблем управлял подвижностью рук, ног, головы… Это чудо, учитывая, что с момента приступа до обнаружения и приезда «скорой» он пролежал от 3 до 4 часов. Уверен, при помощи эндоваскулярных технологий нам удалось по-новому взглянуть на лечение инсультов и значительно снизить глубину поражения мозга.

Ну а что же наш пациент? Чувствует себя неплохо, говорит, что устал только от одного — лежать в реанимации. Он уже очень хочет домой. С удовольствием показывает крохотный разрез в области бедра и не устает повторять хирургам слова благодарности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter