Мозговой штурм

Давайте перенесемся в ближайшее будущее...
Давайте перенесемся в ближайшее будущее... Посмотрим на инновационную экономику. В городах и агрогородках возводятся дома из самых современных, комфортных и экономичных материалов, сделанных в Беларуси. Благодаря применению новейших технологий в строительстве жилье становится гораздо доступнее... Исчезают с экономической карты последние неэффективные производства, сориентированные главным образом на склад. Вместо них появляются новые, в которых доминирует интеллектуальный ресурс. Бурно развиваются микроэлектроника, лазерные технологии, производство оптико–механических приборов, медицинского оборудования, лекарств–генериков и оригиналов. Конкурируют между собой фирмы, выпускающие энергосберегающие технологии. Нефтегазовая компонента занимает все меньшую долю в себестоимости продукции... Появляются техноцентры. Подобно финскому городу Эспоо (где вырос всемирно известный концерн «Нокиа») в нескольких городах Беларуси наука, производство и банковский капитал образуют мощные кластеры, выпускающие «умную» экспортно–ориентированную продукцию.

Зарплата ученого поднимается до 800 долларов. Престиж профессии растет на глазах. Главным показателем эффективности становится не количество написанных работ и защищенных диссертаций, а значимость поставленных на конвейер разработок.

Развиваются Интернет и информационные системы. Торговля, банковские и образовательные услуги занимают новые ниши в сети. Совершенствуется стиль управления. На предприятиях от каждого работника требуют креатива и постоянного повышения образовательного уровня. Реальный продукт начинают производить сотни тысяч людей, которые ранее занимались исключительно «бумажной» работой. Весь документооборот переходит в компактную электронную форму...

Такое может быть? Думаю, вполне. По крайней мере, соответствующие прогнозы разработаны нашим ученым сообществом и Правительством.

Инновационный вектор — не просто дань общемировой моде, а реальная необходимость, которую недавно актуализировал заместитель министра экономики Андрей Тур. По его словам, проект программы социально–экономического развития страны на 2010 — 2015 годы предусматривает ежегодный прирост ВВП в объеме 7 — 8 процентов. «Чтобы выживать и конкурировать с экономиками промышленно развитых стран, нам необходим такой ежегодный рост, — пояснил замминистра. — Однако если мы сосредоточимся и по–прежнему будем наращивать ВВП только физическим производством продуктов, то получим угрожающий рост материалоемкой составляющей общественного производства. Поэтому для нас важен инновационный путь развития». Другими словами, расти надо и количественно, и качественно. В настоящее время инновационная составляющая валового продукта в Беларуси колеблется в пределах 1,2 — 1,4 процента, а необходимо довести ее до 30. Задача нелегкая. Между желанной и реальной картинкой лежит едва ли не марафонская дистанция. Впрочем, дорогу осилит бегущий. Если преодолеет два серьезных препятствия.

Первое — финансовое. Для инноваций нужны деньги, нередко большие. Где взять? В докладе заместителя председателя Государственного комитета по науке и технологиям Игоря Войтова (который был зачитан на прошедшем в Минске международном форуме «Инновационные технологии и системы») сказано, что источниками финансирования мероприятий госпрограммы инновационного развития являются средства бюджета, собственные средства предприятий и организаций, инновационных фондов, фонда поддержки сельхозпроизводителей, кредиты банков и иностранные инвестиции. В принципе, все логично и понятно. Масштабные проекты требуют разнообразия потоков. Однако хочется подискутировать по поводу того, что на первое место среди источников финансирования поставлены бюджетные деньги. Сразу возникают вопросы: а хватит ли их и в каком порядке они будут распределяться, не возникнет ли разделения на баловней и обиженных? И самое главное: как будет контролироваться эффективность использования денег налогоплательщиков? Ведь под вывеской «Инновационный проект» может осуществляться и абсолютно бестолковое освоение бюджетных средств.

Не лучше ли перенести центр тяжести финансирования непосредственно на предприятия? Пусть каждый рассчитывает в первую очередь на себя и все находятся в равных конкурентных условиях. Инструмент для такого подхода вполне очевиден: снижение ставки налога на прибыль. Сейчас она, как и в России, составляет 24 процента (российский минфин, похоже, собирается снижать эту норму до 20 процентов, мотив — инновационное развитие). Уменьшение налога на прибыль, который, кстати, в нашей стране не является главным наполнителем бюджета, — глобальный тренд последних лет. Так как прибыль, собственно, и есть важнейший источник обновления производства... Вероятно, над этим пунктом стоит крепко подумать.

И второе, над чем стоит серьезно поразмышлять, — это готовность работников и менеджеров предприятий к инновациям. Насколько она высока? Какие мероприятия за последнее время, увеличивающие долю интеллекта в производстве, осуществлены на белорусских предприятиях? По чьей инициативе? Сколько времени проходит с момента рождения инновационного проекта до его реализации? Какие факторы стимулируют инновационную деятельность? Каков тираж того или иного проекта и от чего он зависит? Полагаю, полноформатное исследование, освещающее эти вопросы, было бы весьма кстати. В руках Правительства оказалась бы «дорожная карта», на которой отмечены и «точки роста», и «мертвые точки». Это сделало бы движение к желанным 30 процентам ВВП максимально точным. Белорусские концерны типа «Нокиа», дающие миру инновационную продукцию, возможно, появились бы раньше 2015–го или даже 2010 года... В том, что образование подобных корпораций реально, у меня сомнений нет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter