Мозговой штурм

Витебск может войти в историю развития белорусских высоких технологий.
Витебск может войти в историю развития белорусских высоких технологий. Сегодня сюда на очередное занятие постоянно действующего семинара съедутся руководящие работники, чтобы обсудить разносторонние аспекты инновационной политики. Речь идет о коллективном "мозговом штурме" проблем привлечения науки и высоких технологий для повышения качества белорусской экономики.

В начале этого года Президент концептуально очертил задачу, назвав ее - ускорение и качество! В Витебске анализируются механизмы достижения цели.

Вопрос. Надо ли нам тягаться с богатыми и высокоразвитыми странами? Если так рассуждать, то инновационный путь развития, когда новые научные разработки немедленно внедряются в жизнь, может в самом деле стать несбыточной мечтой. Однако есть другие примеры. Скажем, Индия - довольно бедная страна. Еще несколько лет назад европейских путешественников впечатляли толпы нищих индусов, просящих милостыню. Теперь не менее впечатляет другое.

В 1998 году премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи заявил, что индустрия информационных технологий станет приоритетной задачей развития государства. И понадобилось всего 3 - 4 года, чтобы выручка от продажи программного продукта превысила 10 миллиардов долларов. Это больше, чем доходы от экспорта ограненных алмазов. Между тем никакого чуда - тонкий прагматичный расчет. Индусы сформировали сильнейшие математические школы, легализовали лучших программистов, компьютерщиков и дали им сногсшибательные льготы, таможенные и налоговые. Сегодня каждый второй голливудский динозавр и другие чудовища компьютерной анимации сделаны в индийских лабораториях. Пилоты всего мира учатся управлять воздушными лайнерами на индийских компьютерных тренажерах. Неужели мы хуже?

Наш путь...

В недавнем Послании Парламенту Александр Лукашенко поставил перед страной грандиозную задачу: создать в Беларуси благоприятную среду для развития новых технологий. Образно говоря, на этом мы делаем особый акцент, это может быть аналогом американской "Силиконовой долины" с экономическими и правовыми условиями, достойными мирового уровня.

Схематично белорусский парк высоких технологий может выглядеть так. Вокруг научно-исследовательской базовой организации группируются консультационные и маркетинговые службы, куда может обратиться со своей идеей любой новоиспеченный гений. Если перспектива внедрения идеи ясна сразу, то ее тут же выставляют на продажу через биржу технологий и передают заинтересованным промышленным предприятиям, входящим в инновационный комплекс. Но чаще всего научная идея требует "выращивания в инкубаторе" с помощью измерительного и диагностического оборудования. Вот тут начинаются реальные затраты, с которыми в состоянии справиться только банки, и не простые, а с венчурным, то есть рисковым капиталом. Ведь в результате из десятков и сотен идей лишь одна может принести плоды. Но только венчурного капитала тоже недостаточно. Нужна еще и лизинговая компания, которая закупит и предоставит необходимое оборудование. Кроме того, риски хорошо бы застраховать.

По словам председателя Государственного комитета по науке и технологиям Юрия Плескачевского, научная база в стране есть. Богатейший опыт научных исследований и разработок, имеющий реальный коммерческий потенциал, отмечен экспертами ООН. До недавнего времени большинство научных достижений были не востребованы промышленностью. Сейчас ситуация меняется. Под патронатом комитета наукоемкий продукт создается и внедряется в производство, и каждый вложенный рубль дает, по самым скромным подсчетам, пятикратную прибыль. Сформированы и работают более 40 различных инновационных структур - центры трансфера (передачи) технологий, бизнес-инкубаторы, научно-технические центры. Но нет пока венчурных фондов. Банки неохотно идут на долгосрочное кредитование, да и проценты на капитал у них слишком высокие. Нет и организаций, готовых страховать риски. Но даже не это главное.

...и наши проблемы

По словам первого вице-президента Национальной академии наук Петра Витязя, в стране нет четкой системы инновационного развития, "самоокупающейся и саморазвивающейся". Научные разработки у нас государство поддерживает. Но как только дело доходит до внедрения, начинаются проблемы. Ведь начальная стадия получения новой продукции - это затраты. Оборудование нужно купить и зачастую за границей. Но, допустим, предприятие нашло на это деньги и начало производить "ноу-хау"-продукт. Но оно тут же попадает в жернова налоговой системы, и, образно говоря, курице откручивают голову, не дожидаясь золотых яиц. "Предприятия, которые осваивают новые технологии, следовало бы освободить от каких-то видов налогов, чтобы они были заинтересованы в обновлении продукции", - полагает Петр Витязь.

По данным Минстата, из 2.340 промышленных предприятий страны только 325 занимаются обновлением продукции. И практически все они сосредоточены в сфере микробиологии, цветной металлургии и электроэнергетики. В аутсайдерах - топливная и легкая промышленность. И в целом уровень инноваций в Беларуси не превышает 7 - 8 процентов, что в 3 - 4 раза ниже, чем в Европе. Неудивительно, что у нас и наукоемкость валового внутреннего продукта - около 1 процента.

Есть проблемы с вознаграждением труда ученых и разработчиков. Скажем, если писатель издал книгу, то всякий раз, когда она переиздается, ему полагается авторский гонорар. Разработчикам новых технологий зачастую платят один раз, и тиражирование идеи не приносит автору ничего. Потому-то зарплаты ученых сопоставимы с доходами работников промышленности. Но не может научный работник получать зарплату наравне с рабочим тракторного завода. Против этого он, образно говоря, голосует ногами.

С 1996 по 2002 годы из научно-исследовательских институтов, наукоемких предприятий и лабораторий уволились и покинули не только родные пенаты, но и страну около 500 сотрудников. Сейчас "утечка мозгов" идет не так интенсивно. Фактические владельцы "Силиконовой долины", куда зачастую стремились и наши ученые, тоже начали считать деньги. Зачем приглашать специалистов, обеспечивать их жильем, платить высокую зарплату, если можно просто размещать заказы. "Всемирная паутина" позволяет делать это без особых хлопот. А несколько тысяч долларов вполне устроят любого компьютерщика, который будет зарабатывать их, не выходя из дома и не афишируя доходы в налоговой инспекции. По некоторым оценкам, от 2 до 5 тысяч умных голов из Беларуси подрабатывают на "силиконовые долины" мира.

...Можно считать, что идея создания отечественного технополиса витает в воздухе. Начать ее формирование, по мнению Петра Витязя, по силам уже в нынешнем году, правда, если будут подготовлены соответствующие решения. Лучше всего размещать "силиконовые долины" при крупных научных центрах, каким является, например, Национальная академия наук, или вокруг крупных предприятий, которые имеют соответствующую инфраструктуру. Тогда затраты будут меньше. "На семинаре руководящих работников в Витебске мы будем всесторонне обсуждать эту идею, - сказал мне ректор Академии управления при Президенте Станислав Князев. - На базе "Планара", "Интеграла" или Витебской свободной экономической зоны можно создать международный парк современных технологий, где будет сосредоточена интеллектуальная элита страны. А высокотехнологичным компаниям, в том числе и иностранным, нужно гарантировать налоговые, таможенные и другие льготы".



Справка "СБ"

В середине прошлого века Стэндфордский университет (США) передал небольшим высокотехнологичным компаниям принадлежащий ему участок земли в аренду на 99 лет, но с одним условием: привлекать ученых к самому тесному сотрудничеству. Плоды этого тандема науки и коммерции сегодня можно найти в офисе любой уважающей себя фирмы и не только. В 60 - 70-е годы американская "Силиконовая долина" заполонила мир интегральными микросхемами и микропроцессорами, в 70 - 80-е - персональными компьютерами, а в 90-е - Интернет-технологиями. Кстати, такое название инновационного комплекса явилось результатом "неправильного" перевода латинского слова "силициум", что означает "кремний" - основа для интегральных микросхем. А силикон - кремнийорганическая жидкость, которая используется в пластической хирургии и в трансформаторах, но к информационным технологиям не имеет никакого отношения. Однако название прижилось и стало расхожим брэндом. Сегодня "Силиконовая долина" объединяет 4 тысячи ИТ-компаний с ежегодным оборотом в 200 миллиардов долларов. Здесь сосредоточена пятая часть мирового производства компьютеров и вычислительной техники. "Долины" активно размножаются под разными названиями. В США уже насчитываются 84 научно-технические зоны, в ФРГ имеется более 50 технопарков, в Голландии - 45, в Англии - 30, в Японии - 18.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter