Мозги в складчину

Почему в вузах сокращают количество письменных работ
Почему в вузах сокращают количество письменных работ

Одним из самых популярных в западной медицине методов лечения различных болезней нынче стала гирудотерапия — использование медицинских пиявок. Какая связь между образованием и пиявками? Прямая! Природе известно больше 400 видов этих непривлекательных существ–паразитов, но нынче активно процветает и развивается вид новый и пока неизученный — пиявка научная. Отечественные «пиявки» называют себя студенческими образовательными центрами и пишут под заказ дипломные и курсовые работы. Паразитировать на высшем образовании, высасывая из него цель и смысл, в наше время стало невероятно выгодно.

Волк–одиночка

Образовательные фирмы активно распространяют миф о том, что их работы — «авторские и индивидуальные». Поэтому практически во всех объявлениях, рекламирующих услуги по написанию курсовых и дипломных, указано: «не Интернет». Верилось в это с трудом, и я решил провести эксперимент. Вспомнил тему собственной дипломной (которую действительно ниоткуда «скачать» невозможно) и принялся звонить. Итак, нужно написать об «Авторском «я» в публицистике различных жанров». Обязательное условие — наличие белорусской фактуры.

Сначала я попал на Александра. Он оказался человеком разговорчивым и, шутя, назвал себя волком–одиночкой. Гранит науки Александр грызет профессионально уже девять лет. По совместительству слегка репетиторствует. Читает лекции в одном из минских вузов. Но большую часть времени проводит в Национальной библиотеке. Это его «офис». Берется за самые сложные темы. Больше 6 — 7 клиентов зараз не обслуживает. Неуважительно относится к «фирмачам». Мол, часто халтурят. Говорит, что к каждому заказу подходит индивидуально, использует новейшую литературу. Но за мою тему почему–то не взялся. Хоть и сулил я не стандартные 100 с лишним условных единиц, а целых двести.

— Белорусский контекст всегда сложно прививать в теме, — мудрено объяснил свой отказ. — Не хочется мне превращаться в вольного сказочника и листать газеты. Времени жалко!

«Подсобник от науки» оказался человеком честным и предупредил — на рынке много обманщиков. Если сразу согласятся — не верь.

Не согласились... Обзвонив с десяток образовательных фирм, я убедился, что тема моя для дельцов неподъемная. Нет ее в Интернете! Зато на «экономику» клюнули сразу.

— Дипломную по «Теневому бизнесу» сделаете?

— 120 с гарантией.

— Когда будет готова?

— Через неделю.

Качество гарантирую

Еще полгода назад все минские столбы, остановочные павильоны и стволы деревьев пестрели рекламно–образовательными листками: «Напишу быстро, качественно и недорого». Но однажды мэр города приказал с бумажным безобразием покончить. Поручение добросовестно исполнили: сорвали, содрали, а там, где это было невозможно, объявления закрасили. Нежданно–негаданно у «халтурщиков от науки», которые работали в одиночку, возникли серьезные проблемы с поиском клиентов.

Одиночек нынче теснят «профессионалы». Они объединяются в фирмы, получают лицензию, имеют комфортабельный офис — все чин чином. Заказ можно сделать по электронной почте, а работу с курьером заказать на дом.

Цены у всех исполнителей практически одинаковые. Дипломная — от 220 тысяч рублей, курсовая — 40 — 70 тысяч. Дороже всего обойдется магистерская диссертация — за нее могут взять все 400 тысяч. Правда, соглашается писать их не каждый. Тут нужна не дешевая рабсила в виде студентов (основные сотрудники фирм), а профессиональные преподаватели. В одной из контор магистром меня пообещали сделать за 250 «зеленых». Название воображаемой темы («Глутаматергические механизмы синаптической передачи в СА1 области гиппокампа при активации коллатералей Шаффера») на том конце провода даже не дослушали: похоже, за такие деньги «фирмачи» готовы писать абсолютно обо всем.

Кстати, делают они даже шпаргалки — доллар за вопрос. Я удивлялся: неужели кто–то заказывает? Оказалось — берут.

Профи работают с гарантией. Официально это называется полным сопровождением до защиты. Бесплатно устраняют замеченные руководителем ошибки, доделывают работу в соответствии с его пожеланиями. Терминология образовательного рынка напоминает «квартирную». Здесь есть оплата «по факту» — после защиты, а есть предоплата частями.

Плагиату — шах и мат

Недобросовестные фирмы частенько продают продукт своих научных изысканий сразу нескольким заказчикам. Доходит до смешного: два или даже три студента приходят на кафедру с одинаковыми работами. Самый простой способ распознать фальшивку — поглядеть на статистику, даты, цитаты из прессы. «Если на дворе 2007 год, а в дипломной приводятся статистические показатели двухлетней давности, это сразу настораживает», — говорит заведующая кафедрой международного бизнеса Белорусского государственного экономического университета Галина Турбан.

Борются с плагиатом в каждом вузе по–своему. В БГЭУ, например, сократили число курсовых. Если раньше студент должен был написать «не более одной в семестр», то теперь — «не более одной в год». Контрольные для заочников заменили тестами. А в БГУ применение студентами несанкционированных преподавателем источников информации и средств доступа к ним рассматривают как грубейшее нарушение учебной дисциплины и нравственных принципов университета. По словам проректора по учебной работе Виктора Самохвала, на каждом факультете есть опытные преподаватели–интернетчики, которые могут распознать «скачанную» работу. Наказанием для студента–обманщика будет «двойка». Однако некоторые преподаватели ратуют за введение единых и более жестких мер, вплоть до исключения.

— Никаких подобных документов мы не разрабатываем, — заверяет начальник отдела высшего образования Минобразования Галина Хатешева. — Бороться с подделками и наказывать провинившихся должны сами вузы.

Есть и другие мнения. Преподаватель одного уважаемого вуза меня просто поразил: оказывается, абсолютно нет разницы, кто написал за студента работу. Главное, чтобы тот ее прочитал и усвоил.

А как же научный поиск, творческий поход, креатив, умение собирать, обобщать информацию?

— По сути, любая работа предполагает компиляцию, — рассуждает Галина Турбан. — Но компиляцию вдумчивую, осознанную. Радует, что все больше дипломных проектов выполняется по заказам предприятий. Например, недавно ко мне обратилась студентка, сказала, что хочет поменять тему работы. Об этом девушку попросили на МАЗе, где она собирается трудиться после окончания вуза. Конечно, мы с радостью пошли навстречу!

Цинизм научных «негров» порой поражает. «Оформите заказ и займитесь более важными для Вас делами» — написано на страничке одного из образовательных сайтов. Хотя есть среди них и те, кто следует собственному «этическому кодексу»: не принимает заказы от будущих медиков и учителей. Алексей Смурин, сотрудник «образовательной фирмы», на мое обвинение в паразитарности и ущербности такого бизнеса, лишь плечами пожал: «А вы никогда не задумывались о том, как ленивые, не желающие учиться и писать дипломные и курсовые работы оказались в том или ином вузе? Не здесь ли следует искать причину и пресловутых «виновных»? А мы просто делаем свою работу».

К клиентам научные халтурщики зачастую относятся свысока, порой с издевательской насмешкой (преподаватели рассказывают, что им в руки попадали работы, в которых был скрыт «сюрприз» от фирмы — фраза вроде «Ваш студент — лодырь»). Хотя позиционировать себя профессионалы пытаются как людей беспристрастных. «Заочник или очник, иностранец или белорус — нам не важно, — говорит Алексей Смурин. — Любой, кто к нам обратился, — это клиент. С большой буквы!»

Или все же с маленькой?..

P.S. На фонарный столб я прилепил объявление: «Авторские рефераты для гуманитариев». Вечером позвонила дама, представилась Тамарой Алексеевной, мамой.

— Сыну нужен реферат по стилистике для филфака БГУ.

— 30 тысяч.

На том и сошлись. Титульный лист к работе «Стилистика ранних текстов Пушкина» Тамаре Алексеевне я не сделал, так как фамилию сына она предпочла не называть. Тридцать тысяч за два часа работы пришли почтовым переводом...

Глядел я на них и думал: раньше отстающему в учебе сверстники помогали разобраться в теме, пытались наставить на путь истинный, теперь просто берут с него мзду. Аморально, зато — прибыльно.

О шефах–дельцах, а тем более преподавателях–«подсобниках» — отдельный разговор. Представьте: педагог прочитал лекцию о научном поиске Эйнштейна и тут же бегом в библиотеку, в компьютерный клуб. Ищет, пишет, «творит», а потом продает (а не передает) свои знания лодырям...

Да, спрос по–прежнему рождает предложение. Вот только вопрос: кому нужен «дипломированный» специалист, которому один «негр» написал реферат, второй — курсовую, а третий — магистерскую?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter