«Мозг» Белого дома уходит в отставку

В середине августа ведущие мировые издания («The Wall Street Journal», «The Times» и др.) распространили сенсационную информацию: главный политический советник президента США Карл Роув намерен отойти от дел в конце этого месяца

В середине августа ведущие мировые издания («The Wall Street Journal», «The Times» и др.) распространили сенсационную информацию: главный политический советник президента США Карл Роув намерен отойти от дел в конце этого месяца. «Уход «мозгового центра» Белого дома К.Роува, которому Буш обязан двумя победами на президентских выборах, означает завершение президентского срока Буша в том, что касается внутриполитической жизни США», — пишет «The Times». 

Кто же такой этот легендарный человек, которого считают архитектором побед Буша на выборах 2000-го и 2004 года и автором многих важнейших решений администрации? 

По словам западных журналистов, Роув как политический стратег не только не знает себе равных, но также активно участвует в формировании курса Белого дома. Его  называют «президентом Роувом», поскольку он занимает беспрецедентное  место  по  уровню влияния на нынешнего президента США Дж.Буша. Журнал «Time» писал, что Роув — это мозги  Буша, а поскольку считалось, что мозги — это одно из слабых мест самого Буша, то, соответственно, безмерно возрастает роль его советника. Он всегда находился среди тех, кто принимал главные решения, влияющие на судьбу не только США, но и всего мира, такие, как, например, назначение судей Верховного суда или вторжение в Ирак.  Именно он, по словам «The Times», разработал стратегию, связавшую в общественном сознании теракты 11 сентября со вторжением в Ирак, ставшую краеугольным камнем переизбрания Буша в 2004 году. 

Карл Роув, которого сам Буш именует то «маленьким гением», то «говноцветом» (по названию цветка, произрастающего в Техасе), познакомился со своим начальником более 30 лет назад. И, как пишет британская газета «The Guardian», «политически влюбился». Сам Роув вспоминает: «Он (Буш-младший) был в кожаной куртке пилота национальной гвардии, ковбойских сапогах, он ослепительно улыбался, он был чрезвычайно харизматичен». Считается, что в те годы Роув отправился в Техас руководить неким комитетом (к этому моменту он уже был достаточно известным политтехнологом с весьма «жестким подходом к делу» и бывшим в фаворе у Буша-старшего). На практике, как пишет «The Guardian» со ссылкой на некоего техасского политика, «хорошо знающего местную политическую кухню», — приглядывать за спивающимся Бушем-младшим, занявшимся там нефтяным бизнесом. 

В Техасе Роув оказался в нужном месте в нужное время. Со времен гражданской войны штатом руководили демократы. И тут на сцену выступил Карл Роув. Он нашел себя в качестве руководителя избирательных кампаний кандидатов от республиканской партии. Действовал Роув в присущей ему манере: жестко «продавливая» своих кандидатов и одновременно обильно поливая грязью их конкурентов. 

Продолжалась и дружба Карла с сыном патрона, который год за годом безуспешно пробовал себя в бизнесе. Роув предложил Бушу-младшему выдвинуться на пост губернатора Техаса. Это была рискованная затея. Администрацию штата возглавляла видная деятельница демократической партии Энн Ричардс, за которую собирались отдать свои голоса две трети электората. Ситуация срочно требовала исправления. В прессе появились статьи о том, что в окружении действующего губернатора много гомосексуалистов и лесбиянок. Анонимы обзванивали избирателей, спрашивая, отдадут ли они свой голос за покровительницу «леваков-содомитов». Поползли слухи, что незамужняя Ричардс и сама имеет «нетрадиционную сексуальную ориентацию»... 

Все эти нехитрые «технологии», тем не менее, подействовали. Сами «извращенцы» публично возмущались и протестовали. В этот момент штаб Буша предпринял хитрый ход: осудив нападки на Ричардс, он призвал соперницу не реагировать на порочащие слухи. Этот «джентльменский» жест окончательно испортил реноме государственной дамы. Никто уже не сомневался, что она замешана в непристойных связях. В результате ее благородный противник получил 53,5 % голосов и в 1994 году занял губернаторское кресло. 

Аппетит приходит во время еды. В 1999 году Буш решил добиваться номинации на президентские выборы, но фаворитом республиканцев считался сенатор Джон Маккейн. Роув убрал внутрипартийного конкурента весьма оригинальным способом. Достоянием широкой гласности стали слухи о том, что Маккейн имеет проблемы с психикой и нуждается в услугах психиатра, а приемную чернокожую дочь прижил с проституткой. Первоисточником слухов была серия телефонных звонков. Сотрудники избирательного штаба Буша звонили потенциальным избирателям и представлялись сотрудниками фирмы, которая занимается исследованием общественного мнения. В ходе телефонного интервью они задавали вопросы типа: «Голосовали бы вы за Маккейна, если бы знали, что он изменял своей супруге и имеет внебрачного ребенка от чернокожей женщины?» 

Дальше все пошло по наработанной схеме: сначала удивившийся, а затем обозлившийся, Маккейн коряво и неубедительно оправдывался. И проиграл на праймериз – «психопат и развратник» не мог рассчитывать на успех. Предъявить сопернику он также ничего не мог — вопросы не противоречили законодательству США, так как задавались в форме обсуждения гипотетических сценариев. 

К президентским выборам 2000 года в США стало очевидно, что любой метод огрязнения противника является легитимным способом одержать политическую победу. До этого подготовкой компромата на политических противников того или иного кандидата обычно занимались волонтеры избирательных штабов, как правило, студенты университетов, под руководством сотрудников, занимавших низшие позиции в иерархии избирательных штабов. Но на этот раз Роув принял на вооружение новую стратегию: вместо студентов были наняты опытные адвокаты из Вашингтона. Компрометирующая информация о конкурентах теперь не просто обнародовалась в надежде, что ее заметят СМИ, а аккуратно представлялась в качестве важных штрихов негативного имиджа противника. При этом негативный имидж противников Буша постоянно корректировался в зависимости от настроений американцев, которые отслеживались с помощью опросов общественного мнения. 

Избирательные штабы также стали более изощренно использовать СМИ, чтобы распространять негативные новости о соперниках. 

После переезда в Белый дом Буш официально назначил Роува своим политическим советником, и тот превратился в одного из самых влиятельных людей в США. В течение ряда последующих лет Роув – «архитектор» переизбрания, как сказал о нем сам Буш на следующий день после своей победы, – все контролировал и постоянно маневрировал. Экономическая политика США стала настолько зависимой от него, что «The Wall Street Journal» даже стал использовать термин роувеномика (rovenomics). Политический гуру Буша сосредоточил в своих руках столько власти, что даже сам Колин Пауэлл, тогдашний госсекретарь США и человек № 3 в правительстве (после президента и вице-президента Р.Чейни), счел своим долгом предупредить Белый дом о том, что «не намерен подчиняться приказам Роува». 

В январе 2002 года, через 4 месяца после терактов 11 сентября, Роув заявил руководителям республиканской партии, собравшимся на закрытое заседание: «Война с терроризмом – это тот сюжет, который может принести нам победу. Американцы больше доверяют республиканцам, чем демократам, – как своим защитникам». Как утверждают политологи, еще ни один президентский советник не пользовался таким влиянием, как работающий в кабинете, смежном с кабинетом Овальным, «мозг» Белого дома. Роув буквально затерроризировал госаппарат. Каждую неделю он созывал всех начальников министерских канцелярий. Проверял, насколько те или иные затраты могут помочь переизбранию президента. 

В начале 2005 года в США даже разгорелся крупный скандал вокруг доклада, подготовленного для конгресса по просьбе группы американских законодателей во главе с лидером демократов в палате представителей конгресса Нэнси Пелоси. Из документа следует, что за четыре года пребывания в Белом доме администрация Джорджа Буша выплатила рекордную сумму — более $ 250 миллионов частным пиар-компаниям для ведения скрытной государственной пропаганды в СМИ. Проще говоря, деньги пошли на подкуп журналистов и экспертов, распространявших идеи администрации в американских СМИ. 

Деньги американских налогоплательщиков не пропали даром. В результате на президентских выборах 2004 года кандидат от демократической партии Д.Керри столкнулся с грозной командой политического маркетинга – наилучшей в истории США, как считают в Вашингтоне. Командой, состоящей в основном из техасцев, спаянной и дисциплинированной. Безоговорочно преданной Джорджу Бушу уже более десяти лет, которую возглавил «мозг» Белого дома Карл Роув. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter