«Моя жизнь удалась. Все вершины, которые мог взять, я взял»

ПАВЕЛ МАРИЕВ без малого полвека отдал БелАЗу — одному из лидеров по производству карьерной техники в мире. Прошел путь от техника-технолога до генерального директора. Это первый руководитель в нашей стране, который рискнул и сумел претворить в жизнь крупнейший инвестиционный проект, несмотря на устрашающую по темпам инфляцию. В случае неудачи проект мог оставить Жодино без градообразующего предприятия, а его директора — может быть, и… без свободы. Немыслимо огромные для того времени деньги на реконструкцию БелАЗа дали иностранные банки. На примере Мариева можно поучиться, как надо управлять и не бояться ответственности, как планировать и принимать грамотные решения.

75 лет исполнилось Павлу Лукьяновичу Мариеву, Герою Беларуси, члену Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутату Жодинского городского Совета депутатов, доктору технических наук

ПАВЕЛ МАРИЕВ без малого полвека отдал БелАЗу — одному из лидеров по производству карьерной техники в мире. Прошел путь от техника-технолога до генерального директора. Это первый руководитель в нашей стране, который рискнул и сумел претворить в жизнь крупнейший инвестиционный проект, несмотря на устрашающую по темпам инфляцию. В случае неудачи проект мог оставить Жодино без градообразующего предприятия, а его директора — может быть, и… без свободы. Немыслимо огромные для того времени деньги на реконструкцию БелАЗа дали иностранные банки. На примере Мариева можно поучиться, как надо управлять и не бояться ответственности, как планировать и принимать грамотные решения.

Кто не рискует, тот не становится Героем

Директором БелАЗа Павел Мариев стал в очень непростое время для нашей страны. В 1992 году повсюду останавливались сотни малых и средних предприятий, лихорадило даже известные гиганты. Под натиском рынка и хаоса слабел и производитель самых мощных в мире самосвалов. Да и износ оборудования к тому времени достиг процентов 80. По существу решался вопрос — выживет БелАЗ или нет, будет ли сохранено производство белорусских «волатаў»? Ежегодно выпуск многотонных машин сокращался в разы, а производство требовало серьезной реконструкции и денежных вложений. Бренд «БелАЗ» мог исчезнуть не только с мирового рынка, но и вообще навсегда. В этих условиях отказаться от директорства, как советовали некоторые, означало предать и бросить дело, родной завод, которому к тому времени было отдано более тридцати лет. Павел Мариев — не из робкого десятка, но чтобы удержать старые позиции на рынке большегрузных самосвалов и завоевать новые, требовалась коренная перестройка предприятия, конечным результатом которой стали бы машины, не уступающие мировым аналогам.

— Кризис 90-х годов был более сложный, нежели, скажем, сегодняшний — мировой финансово-экономический, — вспоминает Павел Лукьянович. — Тот был, прежде всего, политическим. Развалился Советский Союз: рушились связи, беспрерывно менялось законодательство, возникали другие сложности. Исходя из них мы обозначили основные направления в своей работе. Больше внимания стали уделять покупателю — чем он живет, чего хочет от нас. Выяснили, что он стремится к сокращению производственных издержек. Соответственно, БелАЗ в первую очередь должен заняться повышением производительности своей техники. Поэтому отдали все, что у нас было в запасе, на создание новых моделей.

У нас родилось сразу несколько самосвалов — грузоподъемностью 55, 130 и  220 тонн, а впоследствии появился 320-тонник. Три первые модели и обеспечили нам выход из кризиса. Но появления новых конструкторских разработок мало. Требовалась серьезная технологическая подготовка, реконструкция производства. Здесь имел место определенный риск: вложим деньги, а вдруг машины не будут пользоваться спросом у потребителей. Но он был, во-первых, просчитан нами, а во-вторых, как показала жизнь, оправдан. Благодаря принятым мерам мы смогли в кратчайшие сроки организовать производство новых моделей. План по выходу из кризиса оказался правильным, что позволило сохранить производство, кадры и занять свой сегмент рынка.

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО поздравил директора Научно-технического центра «Карьерная техника» государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» Героя Беларуси Павла МАРИЕВА с 75-летием.

«Выдающийся ученый-конструктор, авторитетный руководитель и общественный деятель, вы вносите значительный вклад в развитие машиностроительного комплекса Беларуси, благодаря огромным знаниям, инженерному таланту и высокому профессионализму успешно решаете важнейшие научно-технические задачи. Созданные под вашим руководством уникальные большегрузные автомобили являются визитной карточкой отечественного автопрома и пользуются постоянным спросом на внутреннем и внешнем рынках», — говорится в поздравлении.

Глава государства выразил уверенность, что многогранная деятельность Павла Мариева и впредь будет способствовать наращиванию промышленного потенциала страны, укреплению и процветанию белорусского государства.

 Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО поздравил директора Научно-технического центра «Карьерная техника» государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» Героя Беларуси Павла МАРИЕВА с 75-летием.

«Выдающийся ученый-конструктор, авторитетный руководитель и общественный деятель, вы вносите значительный вклад в развитие машиностроительного комплекса Беларуси, благодаря огромным знаниям, инженерному таланту и высокому профессионализму успешно решаете важнейшие научно-технические задачи. Созданные под вашим руководством уникальные большегрузные автомобили являются визитной карточкой отечественного автопрома и пользуются постоянным спросом на внутреннем и внешнем рынках», — говорится в поздравлении.

Глава государства выразил уверенность, что многогранная деятельность Павла Мариева и впредь будет способствовать наращиванию промышленного потенциала страны, укреплению и процветанию белорусского государства.

 Действительно, риск был огромным. В 2000 году в условиях галопирующей инфляции между предприятием и одним из западных банков подписываются договоры и соглашения на огромную по тем временам сумму на поставки оборудования для II и III этапов реконструкции объединения. Сколько сил, энергии и нервов было тогда вложено гендиректором и его командой, остается только догадываться. Но под руководством Павла Мариева был реализован столь грандиозный технический проект. В результате удалось создать мощности для производства 55- и 130-тонных самосвалов. Возросла производительность труда, повысилось качество. В процессе выпуска удалось внедрить около сорока новых технологий, вывести из эксплуатации морально устаревшее оборудование и повысить культуру производства. Продажи жодинских машин-гигантов начали расти. Чтобы понять и оценить сделанное для предприятия и страны Павлом Мариевым, достаточно сказать, что через год, в 2001-м, ему было присвоено звание Героя Беларуси.

Сегодня ОАО «БелАЗ» — единственный в СНГ и один из крупнейших в мире производителей карьерных самосвалов — гордость и символ страны.

«Рука» судьбы

— Случалось ли в жизни что-то незапланированное, неожиданное, что повлияло на дальнейшую жизнь? — спрашиваю юбиляра.

— Я закончил Ярославский автомеханический техникум. Получил очень хорошее образование, потому что это было одно из лучших, сильнейших образовательных учреждений Советского Союза, — рассказывает Павел Лукьянович. — Техникум был на базе Ярославского автозавода — старейшего и известнейшего автопредприятия страны, где работали очень компетентные и квалифицированные специалисты. Получил такие знания, что, когда учился в институте, мне казалось, что это я уже проходил. После техникума поехал на Уральский автомобильный завод, где отработал до армии почти два года.

Во время службы серьезно травмировал руку. Врачи сказали, что помочь мне могут только ортопедические институты в Москве, Ленинграде, Киеве или Минске.

Так, без преувеличения, если не судьбоносным, то уж точно судьбоопределяющим стал для Павла Мариева 1958 год, когда для лечения из списка названных городов он выбрал Минск. «Рука» судьбы в буквальном смысле сыграла свою роль. Надо сказать, на этот выбор повлияло и то, что в столице Беларуси на МАЗе работала его сестра, также выпускница Ярославского автомеханического техникума. В институте ортопедии была настолько длинная очередь, что юноше успешно сделали операцию только полгода спустя. А там… закончились деньги. Надо было срочно устраиваться на работу. В Минске жилья не хватало. В это время столица еще восстанавливалась после войны. Создавались практически все минские заводы, приезжали тысячи рабочих и специалистов. Строители не успевали ставить бараки, не говоря уже о нормальном жилье. А вот в Жодино — пожалуйста. Тогда это была практически деревня. Так, в феврале 1959-го, когда заводу не было и полугода, бывшего армейца зачислили техником-технологом в механический цех.

В последующие годы Павел Лукьянович прошел по служебной лестнице все основные ступеньки. В 1980 году его назначают главным инженером, а в 1992-м — директором БелАЗа.

Как теленок спас СПК

Убыточные колхозы — неотъемлемая атрибутика 90-х — начала 2000 годов.

В марте 2004 года Президент подписывает Указ, предусматривающий передачу инвесторам нерентабельных сельхозпредприятий, а также ряд льгот при такой передаче. Но оказалось, что это не было абсолютным новаторством. «БелАЗ» вполне успешно уже несколько лет сотрудничал, точнее, помогал СПК «Первомайский и К» Смолевичского района без каких-либо льгот от государства.

Что заставило директора по собственной инициативе пойти навстречу сельчанам? В далеком 1994 году к генеральному пришел руководитель СПК с просьбой помочь. Павел Мариев, приехав в хозяйство, был поражен развалом и нищетой: свинарники, коровники и другие хозпостройки зияли дырами, а скот — уже даже не мычал и не хрюкал от голода. По словам Павла Лукьяновича, он сначала скептически отнесся к возможному «сотрудничеству». Но когда в коровнике увидел лежащего теленка, привязанного бечевкой к стенке, чтобы малыш не смог подойти к матери и поесть, ибо у той и так было мало молока, сердце директора дрогнуло. Мариев решил установить шефство над колхозом.

Сегодня «Первомайский» — аграрный цех БелАЗа, база для формирования дополнительного социального пакета работников предприятия.

Продукция растениеводства обеспечивает кормами его животноводческие фермы, есть участки по переработке мяса и молока. Практически вся продукция поставляется в торговые подразделения БелАЗа. В том, что хозяйство «Первомайский» крепко стоит на ногах, стабильно работая, немалая и решающая заслуга Павла Мариева.

Сегодня Павел Лукьянович — директор научно-технического центра карьерной техники Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси. Он является членом постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатом Парламентского собрания Союзного государства Беларуси и России.

Кроме того, он доктор технических наук, заслуженный работник промышленности Республики Беларусь, автор и соавтор 190 научных работ, двух авторских свидетельств, двух патентов.

Глубокая компетентность, постоянный творческий поиск, высокая культура общения, доброжелательность и юмор — черты характера Павла Лукьяновича. Про таких директоров говорят: «локомотив», тянущий за собой весь поезд. А мы скажем — «мотор». Мотор жодинской школы, которая сбоев не давала и не даст!

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter