Михаил Финберг — о талантах, поклонниках и своем участии в «Евровидении»

«Моя любовь – музыка, моя семья – оркестр»

Михаил Финберг — о талантах и поклонниках, своем участии в «Евровидении» и концертах в клубах с протекающей крышей
СЕМИДЕСЯТУЮ годовщину Великой Победы Национальный академический концертный оркестр и его художественный руководитель встречали на родине Адама Мицкевича. Музыкальная импреза «Новогрудок-2015» проходит в районе уже в четвертый раз. Выступать в маленьких культурных центрах страны для артистов Финберга — обычное дело. За 20 лет провели более 180 фестивалей почти в 30 районах, и это не считая 25 фестивалей «Славянский базар», джазовых форумов. Накануне выступления народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии нашей страны и премии Союзного государства профессор Михаил ФИНБЕРГ охотно согласился ответить на вопросы корреспондента «СГ». 



— Уже второй год подряд 9 Мая мы выступаем в Новогрудке. Кстати, этот райцентр — один из двух в нашей стране, где мы проводим не только концерт на площади или в Доме культуры, но и в костеле. Это другая музыка — она для души, заставляет задуматься.

— Вы даете столько концертов в небольших районных центрах, но ведь здесь не соберете такую аудиторию, как в Минске, например…

— Даже если придет несколько человек, мы все равно будем играть. Двадцать лет назад, когда только начали гастролировать по стране и приехали в Несвиж, тревожился, не знал, как нас примут зрители. Переживал напрасно — таких оваций не слышал нигде. В этом году в конце мая мы дадим юбилейный концерт в Несвиже. 

Работаем в любых условиях. Бывало всякое. Приезжаем, например, в районный Дом культуры, а там всего одна лампочка горит. Пытаемся подключить свой свет — не хватает напряжения. Что делать? Играем в полумраке!

Помню, приехали на родину Адама Русака в Копыль, заходим в Дом культуры. На улице март — помещение не отапливается, с потолка течет. Начали играть. Смотрю на зрителей, а там сельчанки с натруженными руками, пришли в платьях с коротким рукавом, мерзнут, но с концерта не уходят. Они ведь ждали нас! Как можно не выступить для таких людей?

— Когда вы приезжаете в район, то, как правило, играете не одну, а сразу четыре-пять программ. Откуда вдохновение? 

— Нужно любить свое дело, но при этом не забывать, что само по себе ничего не случается. Изо дня в день работать, работать, работать… Гениев не бывает. Есть способные, одаренные, но оттачивать мастерство им точно так же нужно каждый день. А что сейчас говорят девочки в коротких юбочках на эстраде? Зачем нам образование, мы ведь попсу поем. Это путь в никуда. Пройдет год, и такая «звезда» никому не будет нужна.

— Вы жесткий руководитель?

— Скорее, строгий. В любом коллективе должен быть хозяин. На работу у нас опаздывать нельзя. Не пришел вовремя? Штраф два с половиной миллиона рублей! И никаких оправданий. Вот потому никто и не опаздывает. Никогда. Мы — единственный оркестр в стране, который носит звание национального по Указу Президента. Это большая честь для нас и ответственность, поэтому слабину себе не даем. После каждого концерта собираемся и обсуждаем недочеты, промахи, чтобы не повторять их в дальнейшем.

Оркестр — моя семья. Я люблю всех, кто занят в коллективе. А это 244 человека. Помогаю каждому из них, их семьям, в любых ситуациях — и решить квартирный вопрос, и распределение получить, к врачу попасть. Я холостой человек, поэтому все силы отдаю музыкантам.

— А как можно попасть в ваш оркестр? Может ли, к примеру, талантливый музыкант из глубинки стать его частью?

— Вполне, но нужно соответствовать определенным критериям. Быть талантливым недостаточно. Скажу честно, из Института культуры мы не принимаем музыкантов, предпочтение отдаем выпускникам Академии музыки. Но и к этому учебному заведению есть вопросы, нужно пересматривать подходы к подготовке студентов. Просто так, окончив академию, к нам в оркестр не попадешь. Я беру выпускника и два-три года держу в качестве стажера: он проходит настоящую закалку, шлифует мастерство. И только потом, если пройдет обучение успешно, может быть частью коллектива. 

— Присматриваетесь ли к лауреатам различных конкурсов?

— У нас столько этих лауреатов! К сожалению, звание не всегда показатель высокого уровня. Как проводится большинство конкурсов? Собираются, например, исполнители из разных стран в Молдове. Ну, чтобы никого не обидеть, в первый год победу отдадут молдаванину, во второй — белорусу, в третий — русскому. И так по кругу. 

— На следующей неделе внимание телезрителей будет приковано к «Евровидению-2015». Михаил Яковлевич, как оцениваете шансы белорусских участников на победу?

— А знаете, кто был первым представителем нашей страны на «Евровидении»? Михаил Финберг. Было это в 1995 году. Ирландия. Россию представлял Филипп Киркоров, я был дирижером… Но, когда я оттуда приехал, меня никто не спросил, как нужно готовиться к этому конкурсу, на что обращать внимание.

Признаюсь, я даже не слышал песню наших артистов, делегированных в Вену от страны. И не переживаю по этому поводу. У этого конкурса сегодня совершенно другие подходы — не всегда ценится уровень исполнительского мастерства. На первых фестивалях «Евровидения», в 60—70-х годах, сколько мы получили талантливых коллективов, какая была музыка, какие песни! А сейчас мы ни одну перепеть не можем, быстро о них забываем.

Конечно, у любого фестиваля есть своя аудитория. Но, полагаю, нам стоит больше заниматься другим. Совет один: нам нужно создать конкурс своей национальной белорусской песни. Популяризировать его и раскручивать, работать над новыми песнями, а не распыляться. 

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter