О безопасности клиентов должны подумать банки

Мой совет банкам: не усложняйте

Двумя руками за появление в нашей жизни всевозможных банковских услуг и сервисов, освобождающих от долгого ожидания в очередях, чтобы пополнить счет мобильного телефона, рассчитаться с коммунальщиками или оплатить кредиты. Инфокиоски или интернет-банкинг доступны круглосуточно 7 дней в неделю. Все хорошо и даже замечательно, кроме одного «но», на мой взгляд. Теперь и кибермошенники, которых развелось, как тараканов, слишком ушлые и грамотные. Не выходя из дома, в режиме онлайн могут легко и быстро развести на крупные деньги. Схемы, по которым они работают, порой настолько просты, что подвоха никакого и не уловишь.

Сейчас многие товары продаются и покупаются через чудо-интернет. Может быть, я и отстаю от жизни, но никак не могу довериться написанному на сайте продавца или сказанному им по телефону: «Перечислите деньги со своей карточки на такую-то». Просто не покупаю — и точка, даже если это нужная для меня вещь. На днях прочитала новость о том, как в Полоцке работница банка «удачно» продала матрац. Преступники умудрились снять с ее счета тысячу рублей кредитных денег, а ведь, казалось бы, женщина прекрасно знает, как они чистят карточки. Но я же говорю, схемы такие разные, что порой сложно сообразить.

А люди, потерявшие всякую совесть, будут наживаться в любых условиях. В той же России, например, «сотрудники сбербанка» уже звонят и предупреждают: «У вас был контакт с зараженным коронавирусом, сейчас приедут медики и проведут платный тест, но нужно оплатить энную сумму, перечислив ее на счет банка». Либо: «Скажите свой номер счета, куда перечислить матпомощь в связи с распространением коронавируса». И необязательно пострадавшими могут быть люди пожилые, хватает доверчивых и наивных и среди поколения помоложе. В ноябре 2019 года МВД сообщало, что за два дня жертвами киберпреступников стали 150 белорусов. Звонили якобы из банка, и после определенных вопросов карт-счета были «чистыми в ноль».

Но вот какая ситуация: сейчас в связи с пандемией мы, журналисты, чаще всего вынуждены брать комментарии и писать материалы, не выходя из кабинета. Самое «близкое» и безопасное общение — по телефону. Но, поверьте, зачастую можно получить отказ, даже если ты спрашиваешь о количестве комбинатов бытового обслуживания на селе или ценах на молочку в магазинах. Вслепую многие не хотят общаться, и добыть информацию, которую обычно легко получаем в командировках, не всегда удается с первого и даже двадцатого раза. Так почему, когда у меня спрашивают по телефону дату рождения или кодовое слово, привязанные к моей карте, я должна их называть?

Недавно посещала один из банков в Минске, просила изменить в документах своего телефонного оператора. Разумеется, взяла с собой паспорт. Все сделали, но предупредили: «Вам позвонят из службы безопасности и спросят конкретные данные». Зачем? Вот она я, сама пришла! Хотите — спрашивайте, хотите — допрашивайте или фотографируйте. Откуда мне знать, с кем я общаюсь? Да, потом позвонили, но в первый раз так и не рискнула сказать. Во второй, правда, ответила. Прошло больше недели, но с опаской просматриваю личный счет.

Вопрос: кто должен в такой ситуации изменить, скажем так, свою политику? Я считаю — банки. Нужно совершить какую-то операцию? Пригласите человека лично, благо сейчас отделений предостаточно, особенно в городах. Если кто-то из клиентов не доволен, бога ради, пусть потом не жалуется, что его облапошили. Понятное дело, хочется, чтобы было всем удобнее и проще. Но, судя по всему, чем проще, тем опаснее. А легко ли потом найти всех тех, кто оставил вас на нуле? Думаю, это как палить из пушек по воробьям: в одного или двух попадут, остальные разлетятся.

chasovitina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter