Проблемы со звукопроизношением у ребенка – повод обратиться к логопеду

Мой ребенок «жалит лыбу»: что делать?


«Мой ребенок почти не говорит в 2 года», «малыш предпочитает молчать, хотя все понимает», «кажется, она картавит» — с этими и другими проблемами к логопедам обращаются довольно часто. И практически любые речевые патологии реально исправить, но вот незадача: родители не всегда понимают, где можно сохранять спокойствие, а в каком случае стоит все же обратиться за консультацией к специалисту. Как «не упустить» ребенка, скорректировать неправильное произношение и выйти в речевую норму, подскажет практикующий логопед высшей категории Ольга Добролюбова.

Время для коррекции

— Мнение, что ребенка следует приводить к логопеду не раньше 5 лет, безнадежно устарело, — считает логопед. — Чем раньше специалист обнаружит нарушения речи, тем легче их будет исправить. При этом основной повод для беспокойства — задержка речевого развития.

В норме первые слова появляются к году. Их количество может варьироваться от 2 до 10. Если слова появляются чуть позже, переживать не стоит.

К полутора годам словарный запас — до 100 слов, а в речи появляются первые фразы. Это условная норма, речевое развитие у каждого конкретного ребенка отличается. Но если к этому возрасту малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, имеет место задержка речевого развития.

То, что логопеды занимаются только постановкой звуков, — распространенный миф. Такой специалист развивает у детей внимание, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, память, мышление. Помимо этого, работает над речевым дыханием и связной речью, обогащает словарный запас и т.д.

Помощь логопеда — хорошее подспорье для успешного обучения в будущем. Однако важно понимать: проблемы с речью могут оказаться следствием не только особенностей строения речевого аппарата или недостатка общения, иногда это сигнал нарушений интеллектуального развития. Поэтому важно как можно скорее отправиться к профессионалу, если заметна речевая патология. Это позволит выиграть время для коррекции.

Фото носит иллюстративный характер.
Фото 100med.ru

Слово за слово

Понятное дело, малыши овладевают правильной речью постепенно. Вообще, первые годы жизни ребенка — это период активного словотворчества, когда непоседы пробуют придумывать новые слова. Важный момент: в каждом случае норма может немного отличаться от общепринятой. Визит к логопеду поможет понять, все ли в порядке. «Первый раз стоит посетить специалиста в 3 года, затем после 4 и обязательно перед поступлением в школу», — рекомендует Ольга Добролюбова. — При обследовании логопед обратит внимание родителей на имеющиеся проблемы, если таковые есть.
Первый раз стоит посетить логопеда в 3 года, затем после 4 и обязательно перед поступлением в школу.
И все же наиболее частое отклонение, с которым обращаются родители, — нарушение звукопроизношения. Часто малыши могут не произносить один или несколько звуков, искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо «ш» говорить «с», вместо «к» — «т». Нередко наблюдаются искажения. Допустим, при произнесении «с» и «з» кончик языка помещается между зубами.

Довольно часто неправильное произношение возникает из‑за несформированности фонематического восприятия, то есть малыш путает звуки на слух, несмотря на то, что физиологически он в норме. В таком случае кроха с трудом выделяет звук в слове, не выполняет заданий на определение места в слове, не отличает его от похожих звуков.

Не смей даже заикаться

Еще одна знакомая всем проблема — заикание — нарушение темпа, ритма и плавности речи. Надо сказать, в преодолении большую роль играет комплексный подход: важна помощь невролога, психолога и логопеда. Коррекционная работа в данном случае потребует длительного логопедического воздействия, поэтому родителям стоит запастись терпением: выполнять рекомендации всех специалистов и наладить четкий режим дня. Не менее важна и благоприятная эмоциональная обстановка в семье. Логопед научит ребенка правильно дышать, правильно включать в работу голосовой аппарат, выстраивать собственную речь, а это система длительных тренировок.

Результат занятий с логопедом есть всегда, однако не всегда завышенные ожидания родителей оправдываются. Часто мамы и папы хотят мгновенных положительных сдвигов в речи своих чад, но чем сложнее речевое нарушение, чем больше звуков нарушено, чем позже начата работа по исправлению, тем большее количество времени и усилий придется затратить специалисту. В особо тяжелых случаях это годы занятий. И не без активного включения родителей.

— Мамы и папы иногда не хотят принимать участия в закреплении нового для малыша звука, — констатирует специалист. — Но если не останавливать ребенка, когда он начинает говорить «по‑старому», не просить повторить так, как научила «тетя», нормативное произношение может и не закрепиться.

Если речевое нарушение не исправлено в дошкольном возрасте, в классе непременно возникнут проблемы с формированием навыков чтения и письма, что негативно скажется на адаптации, способности усваивать школьную программу и учебной мотивации.

Ну и гаджеты

Специалисты констатируют: гаджеты серьезно тормозят необходимость общаться у современных детей. Ребенка нечем занять? Что проще — сунул в руки телефон, и можно спокойно заниматься домашними делами. Как это скажется на речи ребенка и его мышлении, современные родители задумываются редко. Снижение зрения, плохая осанка, неумение выстраивать общение со сверстниками — все это даст о себе знать чуть позже.

Чем больше ребенок времени проводит, уткнувшись в экран, тем меньше ему хочется общаться, двигаться. Более того, без мобильного телефона или планшета наступает «ломка». Похожий эффект дает и телевизор. Речь, исходящая с экрана, остается мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Конечно, назвать мультики злом в чистом виде язык не повернется, но то, что их просмотр стоит ограничить до 30—60 минут для дошкольника, — факт.

Пусть говорят

Но как найти того самого специалиста, на что ориентироваться при выборе логопеда? Компетентность складывается из знаний и опыта. При выборе ориентируйтесь прежде всего на образование и практику работы. Так вы точно будете знать, что человек имеет необходимую квалификацию. Логопеды работают в медицинских и учреждениях образования, в частных и государственных центрах, оказывают услуги в частном порядке.

Могут ли родители самостоятельно исправить речь ребенка, однозначно сказать нельзя. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильной артикуляции звука, чтобы получить положительный эффект. Однако в абсолютном большинстве случаев без консультации грамотного специалиста не обойтись.

Не всегда помогают и многочисленные видео на YouTube. Все же лучше довериться профессионалу. Бывает и такое: активные мамочки настолько хотят помочь, что закрепляют у детей неправильное произношение или вовсе отбивают охоту заниматься. А некоторые родители и сами мешают чадам говорить правильно. Запомните: сюсюкать с ребенком нельзя. Искажать произношение, подражая речи ребенка, — значит закреплять неправильную артикуляцию.

Нельзя наказывать за ошибки, передразнивать или раздраженно поправлять. Наоборот, подбадривайте, хвалите за старания. Так процесс пойдет быстрее, и шансы таки прекратить «жалить лыбу» увеличатся.

Главное — не раздражайтесь, если ребенок не понимает с первого раза или переспрашивает, попробуйте объяснить еще раз более простыми словами, а лучше — в игровой форме, придумав интересную сказку про язычок. Так малыш быстрее усвоит нужный материал и научится правильно им пользоваться.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Дыхание — основа правильной речи. Все звуки мы произносим на выдохе. У детей часто просто не хватает запаса воздуха для правильного произношения. Предложите малышу подуть на ватку, перышко, фигурку из бумаги. Упражнение поможет сформировать силу воздушной струи.

2. Проводите артикуляционную гимнастику перед зеркалом: надувайте щечки, цокайте как лошадка и двигайте языком как маятник. Такая гимнастика включает в работу весь артикуляционный аппарат. Разнообразить домашние занятия помогут и многочисленные идеи из интернета.

3. Закрепляйте звуки ежедневно. Не стоит мучить ребенка 40‑минутными занятиями дома, лучше уделить этому 15—20 минут, но каждый день. Очень быстро вы почувствуете эффект, а ваш малыш втянется в «рабочий ритм». Хорошо работают на результат специальные логопедические альбомы, которые есть во всех крупных книжных магазинах.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter