Есть люди, чей уход из жизни сразу же становится очень ощутимым

Мой Левин

Есть люди, чей уход из жизни сразу же становится очень ощутимым...
Есть люди, чей уход из жизни сразу же становится очень ощутимым. Образуется пустота и тишина. Как так, неужели больше никогда не услышишь голос, не задашь вопрос и не получишь ответ? Пустоту ощущают не только самые близкие родственники и друзья.

Пять лет назад я позвонил Леониду Левину. Трубку сняла его жена. Выслушала меня, а потом сказала, что Леонид Менделевич неважно себя чувствует, а потому разговора, сами понимаете, пока не получится... И тогда я сказал волшебную фразу: «Я про Сергея Петровича Каткова хотел поговорить». На полминуты в трубке воцарилась тишина, а потом уже теплым и мягким голосом, вздохнув, Наталья Левина стала объяснять, как прямо сейчас добраться до их дома на улице Комсомольской.


фото Евгения Коктыша

Я думал, наш разговор будет коротким, но проговорили несколько часов. Вернее, говорил Леонид Левин, а мне оставалось слушать да следить за диктофоном. Время от времени он вставал из–за стола, прохаживался по большой комнате, где стены завешаны фотографиями и рисунками, а подоконники заставлены цветными стеклянными сосудами. Рассматривать интерьер квартиры самого известного белорусского архитектора было так же интересно, как и слушать хозяина, говорившего спокойно, вздыхавшего, изредка улыбавшегося каким–то своим мыслям.

Он рассказывал о послевоенном Минске, сохраненном цепкой детской памятью, о подножках трамваев, Дворце пионеров на улице Кирова, о том, как он стал архитектором, а не художником (отец настоял, считая архитектуру делом серьезным). Естественно, о Сергее Петровиче Каткове, которого уважал и любил безмерно, о своих товарищах по изостудии (сегодня они гордость белорусского искусства). Попробовал позвонить в Париж Борису Заборову, но не дозвонился... О сегодняшних проблемах быстрорастущего города, о строительных ошибках, о зданиях, портящих Минск... Вспомнил, как реставрировали Троицкое предместье (он был одним из авторов проекта), о том, что тогда удалось и в чем были ошибки.

Удивительный человек, озабоченный множеством серьезных и самых разнообразных проблем.

Сегодня уже невозможно представить Беларусь и Минск без работ Леонида Левина. Они, поначалу вызывавшие бурные споры и дискуссии, стали неотъемлемой частью нашей культуры, ее своеобразными вехами. Это и прозрачное здание ВДНХ на Купалы, и Троицкое предместье, и памятники Якубу Коласу и Янке Купале... Это мемориальные комплексы «Яма» и «Хатынь», известная на весь мир.

Представляете, в Красном Береге среди сада стоят белые бетонные парты, доска, а рядом детские рисунки, превращенные в огромные витражи. Рисунки, между прочим, сделаны учениками Сергея Петровича Каткова, некоторые в те времена, когда школьник Леня Левин трясся в переполненном трамвае, добираясь до изостудии. Фантастическая идея с детскими рисунками, очень выразительная, говорящая о войне и мире просто, наивно и честно.

Проходя по Комсомольской, глядя на знакомые окна квартиры архитектора, вспоминаю встречи, радуюсь, что знал его и говорил.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 115 (24997). Суббота, 18 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter