Источник: Знамя юности
Знамя юности

Телеведущий Александр Говейко — о том, как в 18 лет создавал свое первое ток-шоу, почему отдыхать лучше рядом с домом, а свободное время – проводить в песочнице с сыном

«Мой главный титул – «наш ведущий»

Александр Говейко – исполнительный продюсер телерадиокомпании «Гомель», обладатель «Телевершины», ведущий телеканала «Беларусь 4» и самое узнаваемое экранное лицо региона – рассказал «Знаменке», как в 18 лет создавал свое первое ток-шоу, почему отдыхать лучше в Гомельской области, а свободное время – проводить в песочнице с сыном.

Радио на бобинах

Отвлечь Александра от ра­боты почти нереально: сценарии должны читаться, звонки делаться, а идеи придумываться постоянно. Поговорить удается в укромном уголке телерадиокомпании «Гомель», когда за окошком давно стемнело, а все съемки на сегодня окончены. Гомельское ТВ для Саши стало первым, единственным и самым любимым местом работы:

– Родители всегда желают детям самого лучшего. Моя семья видела меня в медицине. Многие мои родственники – врачи, а мой дядя, почти как Ломоносов, поехал из деревни на телеге с корзинкой сала в Смоленск и стал там знаменитым инфекционистом. Это вдохновляло, но с химией и близкими к ней науками я не дружил.

В школе Александр был очень активным, участвовал во всех конкурсах, а однажды выиграл для своего учебного заведения грант по линии Красного Креста. Но вскоре все мысли и время занял единственный интерес:

– Я случайно зашел в открытую дверь, которая вела в школьный кружок журналистики. Им руководила Тамара Рощеня, человек с огромным телевизионным стажем. Мы делали школьную газету, которую Тамара Игнатьевна сама верстала. На списанном оборудовании ТРК она организовала радио­студию. Мы озвучивали материалы на бобинную пленку! А утром, за полчаса до начала уроков, подставляли колонку к микрофону, по которому обычно делали объявления по школе, и вещали! Кто-то скажет: «Да разве это радио?!», но для нас это было целым миром и лучшей проф­­ориентацией на свете.

«На рынке платят больше»

Когда пришло время поступать, Александр понял, что ничем другим заниматься не хочет. Только бабушка причитала: «Ты отучись, конечно, но потом нужно будет получить какую-то профессию, чтобы ты смог заработать на жизнь. Ну вот холодильники чинить!» А внук-школьник со своими заметками ходил по городским и областным газетам: принимали, но сдержанно.

– И тогда я нашел телефон отдела молодежной политики газеты «Знамя юности» и набрал: «Я мальчик из Гомеля, собираюсь поступать на журфак. Может быть, вам интересно было бы сотрудничество?»

Сняла трубку редактор отдела Наталья Урядова. Школьник вдруг услышал не вежливый отказ, а искренний интерес к своей персоне:

– Со мной обсуждали темы и формы, мои статьи мало того что внимательно читали, так еще и, стыдно вспоминать, старательно набирали! Дело в том, что компьютер тогда был не в каждом доме, иногда мне удавалось поработать в «Белтелекоме», но чаще всего я просто отправлял рукописный текст. Представьте: начальник отдела республиканской газеты сидит и разбирает почерк неизвестного гомельского мальчишки! И сейчас, когда приходит стажер, я всегда говорю: «Если тебе это действительно надо, я не пожалею времени на обу­чение», потому что у меня перед глазами есть пример Натальи Урядовой.

С толстой папкой газетных вырезок в портфолио Саша поступил на заочку Института журналистики БГУ, с ней же пришел устраиваться на гомельское телевидение, потому что ни в одной газете не было места:

– Я был уверен, что у меня ужасный голос, о кад­ре вообще речи не шло, но меня взяли на радио, потом были те­ле­новости, и все – за­хлестнуло этой волшебной волной: камеры, микро­фоны, люди, которых я раньше видел только по телевизору. Когда мне пред­ложили должность и скромные 300 рублей зарплаты, вдруг активизировались га­зе­ты («Саша, у нас 800 руб­лей!») и организации, которым был нужен пресс-секретарь («Даем 1200!»). Я обратился к Тамаре Игнатьевне за советом, она сказал: «Сашенька, но на рынке платят еще больше. Подумайте о том, что станет не профессией, а частью вашей жизни».

Стендапы в подсолнухах

Ему было всего 18, когда тогдашний директор ТРК Виктор Котов объявил: «В следующем месяце начинаешь вести ток-шоу»:

– Это на больших каналах за ток-шоу стоит огромная команда, а региональщики должны уметь все: написать сценарий, собрать гостей, и все за неделю! Я ходил отказываться от передачи раз в пару месяцев, но надо было знать Виктора Дмит­риевича: «Устал? Ну выдохни, сходи в отпуск и возвращайся к работе». Честно, было очень сложно, но за этот опыт я ему безмерно благодарен.

Менялись форматы, студии и названия («Перекресток, «Главная тема» и другие), но Александр всегда старался вовлекать в общение зал, приглашал на передачу зрителей из районов, обсуждал самые разные темы: от экономики до спасения животных:

– Собирал в одной студии волонтеров и «Спецкоммунтранс», который занимался отловом. Они спорили, но постепенно находили общий язык и даже вместе через передачу пристраивали бездомных животных.

Как-то в церкви Саша услышал от одной прихожанки: «А вы же несведущий?» Он спорить не стал: «Да, какие-то вещи, наверное, делаю неправильно». Но она рассмеялась: «Нет, вы не расслышали. Я говорю: вы же наш ведущий». Этот народный титул для телевизионщика стал самым дорогим.

В 2012 году Александр воплотил идею программы о жизни иностранцев в Беларуси. Так появился телепроект «Соседи» на телеканале «Беларусь 24». Но настоящим докой он стал в туризме:

– В Гомельской области, как и во всей Беларуси, огромное количество замечательных и уникальных мест. Мы с группой на старых «Жигулях» цвета «баклажан» объездили весь регион, делая стендапы в подсолнухах и интервью с ремесленниками.

Тогда выпуски еще не выкладывали в интернет, и на вахту бывало приходили люди: «Как найти парня, который про туризм рассказывает?» И Саша спускался с каталогами и проводил консультации.

Сейчас он автор и ведущий ток-шоу «Главная тема» на телеканале «Беларусь 4», продюсирует информацион­ную программу «Новости недели» и рассказывает зрителям об уникальности Гомельской области:

– Моя жена Катя – тоже журналист. Вряд ли бы кто-то другой смог хорошо понять специфику нашей профессии, командировки, занятость. Я все еще с азартом окунаюсь в творческий процесс, хочу, чтобы моему зрителю было интересно, но равнодушен к славе. Честно, нет ничего круче на свете, чем покопаться грабельками в песочнице вместе с сыном.

valchenko@sb.by

Фото из личного архива Александра Говейко.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter