Фотовыставка «Паштоўкi з вёскi» Владимира Степана всех согрела

Мой друг, художник и поэт

Настоящих добрых мало. Особенно в профессиональной среде. Тем более среди художников. Они, как известно, редко обожают друг друга. А вот удивительно, Владимира Степана любят. В Государственном литературном музее Янки Купалы на открытии его фотовыставки «Паштоўкi з вёскi» (пока писала название вернисажа, вспомнила степановский недавний афоризм из Фейсбука: «Каб не «ў», каб не «i» — мы даўно б не жылi...»). Да, так вот гости выставки — заслуженные и народные, модные и авангардные, молодые и взрослые люди, — искупали Володю в такой безмерной любви и дружеской атмосфере, что на душе у всех присутствующих стало хорошо и весело.

Володя большой и Володя маленький.

Повод собраться был вроде бы несерьезный, автор снимков сам несколько раз смущенно признался, что он никакой не фотограф: «У меня даже камеры нет настоящей!» Мы его хорошо знаем как художника, писателя, колумниста «СБ», блогера, в конце концов. Как раз прямиком из Фейсбука телефонные фотоснимки Степана перекочевали в музейный зал: «Малая речка Ушачка», «Одиночество», «Одно окно», «Ночью был ветер» — эти фотографии жителям соцсети хорошо знакомы, они собирали сотни лайков на странице автора. А теперь — смотрите–ка — на выставке в рамочки оформлены, и вот уже коллекционер Александр Радаев с умным видом приценивается к фотокартинам. «На что это снято?» — спрашивает у меня Саша. Улыбаюсь: «На телефон» — «Как?! Невероятно. Пойду еще раз осмотрюсь». А что такого? Каждая эпоха вырабатывает свою визуальную стратегию. И Степан, понятное дело, любое время умеет под себя приспособить. «Я беру свое там, где нахожу», — говорил Пабло Пикассо. Так и наш Владимир буквально в бытовой ситуации ищет и находит красоту, простое ведро с водой в сенях сельского дома фотографирует так, что мы, городские жители, умираем от жажды, мечтаем немедленно выпить кружку холодненькой криничной водицы, о чем в комментариях Степану тут же в соцсети сообщаем.

Его соавтор писатель Максим Климкович (у них на двоих со Степаном невероятное количество сценариев, пьес и приключенческий роман «Тень ангела») добродушно угощается на выставке печеньем с соком и комментирует вновь открывшийся фотографический талант друга так:

— Владимира Степана я знаю давно как замечательного писателя и художника. А в последние годы мы с вами вместе видим его посты в Фейсбуке и открываем отличного фотографа. И знаете, в чем причина успеха его снимков? В них есть литературный сюжет. Это всегда не просто красивый ландшафт, а умело рассказанная история.

— Максим, ну как так — почему деревенская банка с молоком Степана собирает больше лайков, чем церковь Гауди в Барселоне?

— А я объясню. Он попал в наше коллективное бессознательное с этой банкой, с кислым молоком. Каждый смотрит на фотку — и вспоминает что–то свое, как в детстве ездил в деревню, что там делал, какие истории пережил, ассоциаций уйма, отсюда и такое же количество лайков. Степан — чудесный рассказчик, и это видно во всех его произведениях: будь то картины, проза, стихи или фотографии.

Поэтесса Людмила Павликова-Хейдарова.

Кстати, читатели «СБ» к колумнисту Степану привязались не меньше, чем жители соцсетей к Степану блогеру: до сих пор автор колонки «Личное» получает огромное количество писем от наших подписчиков. Что они находят в его бесхитростных бытовых историях — большая для меня загадка. Но только не для Зои Литвиновой, нашей могучей художницы. На вернисаже она призналась, что Степан — величина безусловная в современном белорусском искусстве:

— Каждый читатель, который хоть один раз встречается с рассказами Володи, читает что–нибудь из того, что он пишет — дневники, проза, стихи, немедленно попадает под обаяние этого удивительного художника и начинает полностью ему доверять. Я люблю все, что Степан делает, будь то живопись, фотографии или книги. Но самую большую радость доставляют мне разговоры с Володей об искусстве — настолько он душевный, теплый, искренний человек. Люблю его творчество и горжусь тем, что он у нас есть: такой мудрый, тихий и необычайно добрый.

Дамы с собачкой. Художники Зоя Литвинова и Зоя Луцевич.

«Что вы можете сказать по поводу увиденных фотографий?» — обращаюсь к Рыгору Ситнице, художнику и поэту. «Хорошо! Содержательно! Глубоко и одухотворенно!» Надо сказать, все гости вернисажа придерживались такого же мнения, в том числе собака Люська известной художницы Зои Луцевич. Колоритная пара — дама с собачкой — гениально вписалась в дружеский и теплый вернисаж, где все гости чувствовали себя по–домашнему уютно и были искренне рады видеть друг друга.

Выставка «Паштоўкi з вёскi» продлится в музее (ул. Янки Купалы, 4) до 24 января. А после, я надеюсь, сметливый издатель превратит эти фото в настоящие туристические открытки. В любой интересной для путешественников стране мира на стендах с сувенирами вы найдете похожие. Мы пока красоты Беларуси преподносить красиво и современно не умеем. Но будем учиться у Степана — он, как уже здесь не раз отмечалось, умеет своим взглядом художника превратить в произведение искусства все, на что посмотрит. Эти открытки из Беларуси — для нас, с любовью.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter