Моцарелла — звучит по-белорусски!

ОАО “Слонимские молочные продукты” начали выпускать уникальные сыры по итальянской технологииСегодня, чтобы уверенно себя чувствовать на продовольственном рынке, отечественным предприятиям необходимо постоянно совершенствовать технологии, осваивать выпуск новых продуктов. В противном случае свободные ниши займут более предприимчивые коллеги или иностранные компании. Тем более что в Европе наблюдается перепроизводство продуктов питания, и для западных компаний белорусский рынок весьма привлекателен. Но ведь и белорусские производители, вовремя прочувствовав покупательский спрос и внедрив европейские технологии, могут достичь успеха. Возьмем, к примеру, производство сыра. Разве из Италии, Франции и Польши не везем мы этот продукт в качестве сувенира-деликатеса? Везем. Но уже сейчас, чтобы отведать моцареллу, необязательно ехать за тридевять земель. Производство сыра по итальянским технологиям освоили слонимские сыровары. Более того, они обещают насытить этим продуктом белорусский рынок и даже поставлять на экспорт — мощности новой линии позволяют это сделать. Мы убедились в этом, посетив ОАО “Слонимские молочные продукты”.

В 2007 году в ОАО “Слонимские молочные продукты” был разработан бизнес-план по строительству нового сыродельного цеха. Руководство предприятия тогда остановилось на реализации малого проекта по производству сыров итальянской  группы (сыры с чеддеризацией сырной массы).
— Мы объехали пол-Европы — Австрию, Францию, Польшу, Германию — и определились, что нам нужно. Было выбрано сырное направление, — рассказывает директор ОАО “Слонимские молочные продукты” Александр БуйЧик (на фото). — Особенно интересными нам показались сыры, которые выпускаются по традиционным итальянским и болгарским технологиям. В мировом производстве такие сыры — так называемые сыры типа паста филата — занимают лидирующие позиции.
Тендер на поставку линии выиграла болгарская компания “DONIDO”, которая является лидером в производстве такого оборудования. Тем более что у слонимских специалистов уже был опыт сотрудничества с этой компанией. Монтаж оборудования прошел в течение полгода с участием болгарских коллег. А пробная партия сыра была выпущена уже в январе 2009-го.
Новая производственная линия обошлась предприятию в 300 тысяч евро. ОАО “Слонимские молочные продукты” не только расширит перечень новой продукции за счет выпуска сыров, — здесь надеются увеличить глубину переработки молока, а также повысить экономическую эффективность производства в целом.
Конечно, нужно признать, что для ОАО “Слонимские молочные продукты” производство сыров является новым делом. Поэтому прежде чем осуществлять серьезный проект по сычужному сыру, будущим сыроделам пришлось детально изучить технологию, набраться опыта, подготовить специалистов для работы на новой линии.
— Сначала обучалась технолог, которая затем делилась опытом с другими специалистами. Она была на стажировке в Болгарии на заводах, где стоит аналогичное оборудование. Затем мы изучали опыт работы предприятия “Беловежские сыры”. Эти усилия позволили нам вооружиться необходимыми знаниями и опытом, и теперь мы открыли дополнительные рабочие места, — рассказывает Александр Буйчик.
— Как скоро окупится данная линия?
— Согласно бизнес-плану если объемы выпуска сыров составят не менее 2 тонн в сутки, то линия окупится в течение 3 лет. Но мощности позволяют увеличить объем продукции и до 3 тонн. Тогда экономический эффект, конечно, будет большим. Так что все зависит от покупательского спроса и темпов освоения новых рынков.
— А каким образом вы намерены завоевать рынок, как собираетесь продвигать новую продукцию?
— Это одна из самых сложных задач — гораздо сложнее, чем монтаж линии и запуск производства сыра. Не раскрывая определенных коммерческих секретов, отмечу, что мы серьезно настроены на то, чтобы занять свою нишу как на внутреннем, так и на внешних рынке. Работа по продвижению наших сыров, которые получили названия “Моцарелла премиум”, “Пряный” и “Серпантин”, уже идет. Мы проводим рекламные акции и дегустации сыров, выезжая в магазины и гипермаркеты Гродно, Минска, Слонима. Нашу новую продукцию используют в пиццериях. Кстати, параллельно к названным сырам мы добавили плавленые сыры, которые будут выпускать в пластиковой упаковке. Эти сыры мы можем выпускать с разными наполнителями.
Что касается российского рынка, то сейчас ведем работу по увеличению срока годности производимых сыров, поскольку россияне требуют, чтобы он составлял не менее 60 дней. По белорусским же стандартам сыр имеет срок годности 25 дней. Как только мы получим возможность увеличения сроков, более активно начнется работа с российским покупателем. Хотя уже сейчас мы приглашаем к сотрудничеству московских и питерских партнеров.
Александр Буйчик возглавляет ОАО “Слонимские молочные продукты” пять лет. Мы поинтересовались у директора, что еще изменилось на предприятии за последние годы помимо появления новой линии.
— Предприятие, которое вскоре отметит 45-летие, преобразилось существенно. Причем как по уровню технологий, так и внешне, — говорит директор. — У нас произошли серьезные изменения процессов изготовления продукции согласно новым требованиям ветеринарно-санитарных служб и новым стандартам. Мы стараемся, чтобы соответствовать современным требованиям, в том числе ветеринарно-санитарным правилам, и особенно требованиям российских стандартов, так как мы экспортно-ориентированное предприятие. Модернизацию производили за счет всех доступных средств: это и собственные ресурсы (по результатам 2007 года была хорошая рентабельность), и заемные средства в виде банковских кредитов.
Конечно, мировой финансовый кризис сказался и на продовольственной отрасли. Особенно ощутили его влияние экспортно-ориентированные предприятия, в числе которых ОАО “Слонимские молочные продукты”.
— Действительно, в прошлом году предприятия  молочной отрасли не сразу смогли в полном объеме реализовать свою продукцию на экспорт, особенно на российский рынок, — соглашается Александр Буйчик. — В связи с падением цен на российском и других рынках у нас произошло затоваривание складов. А ведь в сутки мы перерабатываем 120—130 тонн молока (летом — до 200 тонн). Запасы превышали нормативные показатели, и соответственно такое положение повлекло финансовые трудности. Однако в последние 2—3 месяца ситуация нормализовалась. Началась более активная торговля. И на сегодняшний день у нас нет складских запасов, даже работаем по предоплате. Вместе с тем это не сняло ценовой проблемы. Уровень цен на экспортных рынках сегодня значительно ниже уровня себестоимости, поэтому предприятие в этом направлении работает с убытками. Тем не менее мы выполняем все другие показатели: по темпам роста товарной продукции, энергосбережению, зарплате и росту производительности труда, росту экспорта. Это удается сделать благодаря тому, что менее убыточным остается внутренний рынок. Мы начали работу по расширению территории сбыта внутри страны. Хотя следует признать, что сделать это сложно, поскольку рынок перенасыщен. Вместе с тем мы ищем новые рынки сбыта за рубежом — в Украине, Казахстане. Конечно, сразу нельзя переориентировать продажи, но активный поиск новых партнеров дает положительные результаты. И пусть новые контракты пока не предусматривают больших объемов, цены по ним несколько выше, чем на российском рынке.
Можно предположить, что новые иностранные партнеры пока не решаются на заказ больших партий товара, только присматриваются к качеству белорусской продукции, и потребитель в Казахстане или в Украине сейчас дегустирует ее. Чтобы белорусский брэнд стал для него привлекательным, должно пройти время, а сам продукт стабильно быть высокого качества.
Это прекрасно понимают в Слониме, поэтому все усилия, предпринимаемые руководством предприятия, направлены именно на повышение качества, освоение новых видов продукции, максимальное удовлетворение покупательского спроса. И запуск новой линии безусловно лежит в русле такой политики.

уникальный секрет

Ведущий инженер-технолог Татьяна ЖАРИКОВА:

— Сыры с чеддеризацией сырной массы до формирования проходят термическую обработку и соление в конце технологического процесса, что обеспечивает гарантированную микробиологическую безопасность продукции. Эти сыры имеют высокую пищевую и биологическую ценность. В них содержится много молочного белка, кальция, витаминов, микроэлементов, минеральных солей. Сыры не имеют длительных сроков созревания и поэтому являются диетическими.
В торговую сеть сыры будут поступать в разной фасовке и разнообразные по форме — в виде головок, косичек, брусков, палочек, рулетов. Сыры имеют широкую гамму вкусовых оттенков благодаря использованию специй натурального происхождения, производимых ведущими предприятиями Италии, Нидерландов, Дании.
Стоимость наших сыров — 12 тысяч рублей за килограмм. К слову, аналогичные сыры импортного производства дороже слонимских в два и более раза.

Совет специалиста

Многие потребители молочной продукции сегодня отдают предпочтение продуктам в красивых упаковках и с большими сроками хранения. Однако следует знать, что чем больше срок, тем менее полезен продукт. И наоборот, если срок хранения продукции 5—7 суток, это значит, что она натуральная, в ней нет никаких добавок и консервантов. Советуем очень внимательно читать информацию на упаковке, обращать внимание на состав продукции, причем не только молочной, но и всех пищевых продуктов.

Приглашаем к сотрудничеству:

231800, Гродненская обл., г. Слоним,
ул. Пушкина, 129.
Тел. (01562) 2-53-58, e-mail: ZSOM@tut.by

УНП 500041312

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter