Моторы просят солнца

Ярко-желтые соцветия рапса, которые все настойчивее украшают белорусский сельский пейзаж, вполне могут “перенести” солнечную энергию в двигатели автомобилей. В конце прошлого года в ОАО “Гродно Азот” запущена в эксплуатацию опытно-промышленная установка по выпуску из рапсового масла так называемых метиловых эфиров жирных кислот, которые могут заменять дизельное топливо.

— Судите сами, — говорит главный инженер ОАО “Гродно Азот” Андрей СИРОТИН, — в целом энергетические затраты на производство 1 литра этого горючего, включая и те, что пошли на выращивание этой культуры, составляют 27 Дж, а высвобождаемая энергия при сгорании в двигателе эквивалентна 67 Дж. Я считаю, что разница — это и есть своего рода аккумулированная энергия Солнца.
Проект, на первый взгляд не свойственный гродненской “азотной” химии, было решено реализовывать именно здесь, поскольку для “доводки” рапсового масла, чтобы оно не оказывало отрицательного влияния на двигатели, необходимо использовать метанол. Предприятие уже много лет выпускает этот продукт, являющийся сильным ядом.
Работы по монтажу опытно-промышленной установки начали в мае 2007 года, а уже в октябре получили первую продукцию, полностью соответствующую мировым критериям качества. Испытания, проведенные на Минском моторном заводе, показали, что биодизельное топливо, содержащее 5 процентов метиловых эфиров жирных кислот, не ухудшает технических характеристик обычных дизельных двигателей и может использоваться без их переделок и регулировок. Зато резко улучшаются экологические параметры моторов: снижается дымность выхлопа, в нем отсутствуют окись углерода, или угарный газ, несгоревшие углеводороды и сера.
Республиканской программой по обеспечению производства биодизельного топлива предусмотрено к 2010 году прекратить отпуск потребителям “солярки” в чистом виде — она должна обязательно быть “разбавлена” метиловыми эфирами жирных кислот. Для обеспечения их 5-процентной концентрации потребуется выпускать 100—120 тысяч тонн этого сырья. Половину его — 60 тысяч тонн — планируется изготавливать в ОАО “Гродно Азот”.
— Уже к 2009 году должно вступить в строй производство, которое будет в 30 раз мощнее,— объясняет Андрей Вячеславович. Прорабатываем также возможность строительства собственного маслоэкстракционного завода.
Государство для поддержки этого вида горючего установило на него в 7 раз более низкие, чем на минеральное, ставки акциза, что, безусловно, стимулирует производителя. И хотя само биодизельное топливо, продажа которого уже началась на АЗС, на 10 процентов дешевле, тем не менее его выпуск даже на опытно-промышленной установке для предприятия рентабелен. Как полагает руководство ОАО “Гродно Азот”, с ростом цен на нефть прибыльность проекта будет постоянно возрастать.
Но в любом случае для республики производство биодизельного топлива крайне выгодно, поскольку источник его — рапс — возобновляемый, и это уменьшает зависимость от поставок из-за рубежа нефти. В дальнейшем возможно увеличение доли метиловых эфиров жирных кислот в дизельном топливе: уже сейчас идут испытания горючего, где они занимают 30 процентов. А в случае, если будут выпускаться двигатели, полностью адаптированные к рапсовому “рациону”, значение биотоплива возрастет многократно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter