Учимся читать этикетки технических жидкостей

Мотор маслом не испорти

За бортом минус 20. Позади длинная ночь. Зажигание включено, машина еле-еле кряхтит, стартер из последних сил пытается провернуть коленвал. Такое ощущение, что внутренности двигателя окаменели. “Все, — вздыхает хозяин. — Аккумулятор под замену...” И чаще всего приговаривает вполне себе “живую” батарею. Ведь дело вовсе не в ней, а в неправильном подборе моторного масла.

okidoker.com

Синоптики предупреждают: классическая зима с нешуточными морозами все-таки будет и уже дает о себе знать. Поэтому расслабляться не стоит, и тем, кто еще не подготовил “сани” к зимним поездкам, самое время “напоить” авто правильным маслом. Какое предпочесть, чтобы уверенно заводиться в самые лютые морозы?

Существуют 3 вида масел — синтетическое, полусинтетическое и минеральное. Синтетическое наиболее дорогое, однако реже требует замены. Отличается наибольшей устойчивостью к перепадам температур — практически не меняет вязкости и своих рабочих качеств. Минеральное производится из натуральных компонентов (нефти). Оно наиболее дешевое, однако быстро стареет. Густеет уже при -10 градусах. Полусинтетическое — своеобразный коктейль из синтетического и минерального масел.

Это если вкратце. На самом деле каждый вид масла имеет свои особенности. Минеральные масла обеспечивают уверенное проворачивание стартером коленчатого вала при температуре не ниже 15 градусов мороза. Синтетические масла способны сохранять химическую стабильность и работоспособность при температуре до -40 градусов. Казалось бы, при таких условиях “полусинтетика” для наших погодных условий — то что надо. Не совсем так. Доля синтетических составляющих в “коктейле” не такая уж весомая — не более 30 процентов. В остальном перед нами все та же старая добрая “минералка” со всеми своими изъянами.

Пусковые качества у масел примерно одинаковые. Более того, минеральное масло SAE 15W40 и полусинтетическое SAE 10W40 (они смежные по своим характеристикам) даже специалисты различить не всегда могут. Во всяком случае зимой.

В то же время “минералка”, плохо подходящая для зимней езды, считается наиболее щадящей для двигателя. Она очищает части мотора от нагара и кокса постепенно, сбивая весь шлак на дно картера и позволяя слить его с отработкой. “Синтетика” более агрессивная, буквально раскалывает нагар на крупные куски. Это чревато закупориванием масляных каналов и фильтра и общим масляным голоданием двигателя. “Коктейль” считается универсальным, поэтому может применяться и зимой, и летом. Так почему бы всем автомобилистам не пользоваться только им? Давайте разбираться.

Главный показатель любого моторного масла — вязкость. В двигателе множество трущихся частей, которые без смазки быстро перегреваются и выходят из строя. Кроме того, масло создает тончайшую пленку, делающую необходимые узлы герметичными. При излишней вязкости мотор “давится”, ему сложно двигаться. Слишком жидкое масло будет стекать, оголяя детали. Это при идеальных условиях. В зимнее время все гораздо сложнее, ведь диапазон температур мотора становится просто огромным — от глубоких минусовых до рабочих 80—90 градусов. Соответственно масло то густеет от холода, то становится предельно жидким. Следовательно, наша главная задача — залить в мотор масло, которое будет отвечать всем требованиям при любых ситуациях.

Любое масло — это стандартная основа с набором различных присадок. Именно присадки отвечают за степень вязкости. Каждый сорт современного масла имеет свои допуски по температуре эксплуатации. К примеру, SAE 15W40 допустимо применять в диапазоне температур от -15 до +40 градусов. Для наших климатических условий оптимально подходит чисто синтетическое масло 5W40 или “полусинтетика” 10W40 с диапазоном рабочих температур от -25 до +35 градусов. Если же в двигателе еще с лета плещется масло с другими характеристиками, самое время его заменить. Поверьте, от подобной процедуры автомобилю будет только лучше.

Помимо моторного масла, в “организме” любого автомобиля циркулируют и другие жидкости. Среди них — масло для коробки передач и гидроусилителя руля, тормозная и охлаждающая жидкости. Некоторые не требуют замены на протяжении всего срока службы авто. Другие со временем “стареют”. Например, “омывайка” в бачке меняется в зависимости от поры года — лета или зимы. Чем грозит замерзание не по сезону подобранной омывающей жидкости? Полбеды, если в нужный момент не получится протереть “амбразуру”. Всем известно, что вода при замерзании расширяется. То же происходит и с “омывайкой”. Лед легко может расколоть пластиковый накопительный бачок, порвать резиновые патрубки или вывести из строя форсунки-распылители. Восстановление системы омывателя стекол — удовольствие не из дешевых, тем более по сравнению с копеечной пятилитровой банкой жидкости.

Также особое внимание нужно уделять состоянию тормозной жидкости. В продаже можно найти “тормозуху” разных цветов — синюю, красную, зеленую, оранжевую. Производители не рекомендуют их смешивать, однако практика показывает, что ничего страшного в этом нет. Цвет жидкости более важен при визуальной проверке ее состояния. Дело в том, что тормозная жидкость гигроскопична, она активно накапливает в своем составе воду. В обычное время это может привести к закипанию воды при трении колодок и выходу системы торможения из строя. Ко всему прочему в зимний сезон чревато разрывами патрубков с последующим завоздушиванием системы, а также подклиниванием главного и рабочих тормозных цилиндров. Состояние “тормозухи” легко определить на глаз. Жидкость не должна быть мутной или менять цвет. В противном случае лучше ее заменить.

Расшифровка формулы SAE

Рассмотрим одно из самых распространенных среди автолюбителей машинных масел (любого производителя) с маркировкой 10W40. Его можно использовать в температурном диапазоне окружающей среды от -20 до +40 градусов. Своеобразная золотая середина для наших условий. Итак, читаем маркировку.

Первая цифра в обозначении масла по SAE означает сохранение вязкости при низких температурах:

0W — “зимнее” масло. Не теряет технических качеств при экстремально низких температурах — до -35 градусов.

5W — выдерживает мороз до 25—30 градусов.

10W — масло пригодно к использованию, когда температура за бортом снижается максимум до 20 градусов холода.

15W — “всесезонка”. Автомобиль легко заводится при морозе до 15—20 градусов.

20W — “теплый” вариант для “еврозимы”. Обеспечивает уверенный запуск двигателя при морозе не более 10 градусов.

Вторая цифра означает высокотемпературную вязкость масла. Чем ниже цифра, тем оно более жидкое:

W30 — масло можно использовать при температуре воздуха +20—25 градусов.

W40 — выдерживает жару до 35—40 градусов.

W50 — вариант для эксплуатации машины при жаре до 45 градусов.

W60 — хоть в Африку: температура за боротом до 50 градусов никак не повлияет на свойства масла.

СОВЕТ

Автопроизводители дают четкие рекомендации по маркам и характеристикам масел и других технических жидкостей для каждой модели машин. Однако далеко не всегда на нашем рынке можно найти то, что “доктор прописал”. Поэтому зачастую подбор оптимального варианта осуществляется методом проб и ошибок. При этом не стоит вестись на громкое название раскрученного бренда. Гораздо важнее технические данные, указанные на емкости с маслом.

muravsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter