Рост экспорта и реализации продукции: Минский моторный завод демонстрирует положительную динамику работы

Мотор для экономики

Белорусская экономика демонстрирует положительную динамику. По предварительным данным, за январь — август темп роста составит 95,3 процента, что на 0,5 процентного пункта лучше июльских результатов. Что важно — ни одно из предприятий не останавливается. Хорошая динамика не только в производстве, но и в реализации продукции. А по итогам года Правительство страны прогнозирует рекордное положительное сальдо. Крупные предприятия адаптировались к новым условиям и делают ставку на сотрудничество, на надежных партнеров. Одно из них — Минский моторный завод.

Василий Ганчеревич, испытатель двигателей ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод».

Достойный результат 

Продукция Минского моторного завода известна далеко за пределами Беларуси. Предприятие производит современные дизельные, газодизельные, газопоршневые двигатели. Специализируется на разработке, проектировании и изготовлении современных 3-, 4-, 6- и 8-цилиндровых двигателей. В портфеле выпускаемой продукции — более 150 модификаций двигателей в диапазоне мощности от 10 до 330 лошадиных сил для установки на сельскохозяйственную, дорожно-строительную технику, автомобили и автобусы, энергоустановки, компрессоры и другие агрегаты. Двигатели ММЗ поставляются на конвейеры 49 предприятий Беларуси, стран СНГ и дальнего зарубежья. Предприятие идет по пути диверсификации выпускаемой продукции. Сегодня активно развивается производство и реализуется специальная техника: дизель-генераторные, дизель-насос­ные установки, компрессорные станции. Объем их реализации за восемь месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого увеличился более чем в 2,8 раза, рассказала начальник управления маркетинга и продвижения продукции ММЗ Анна Кодымова.

— За восемь месяцев 2022-го темп роста реализации продукции в денежном выражении составил 139,4 процента, темп роста экспорта продукции — 116,3 процента. Предприятием реализовано на 2149 единиц двигателей больше, чем за аналогичный период 2021 года.
Если более детально рассмотреть экспорт продукции, то наибольший его рост отмечается в странах дальнего зарубежья (плюс 39,1 процента к уровню восьми месяцев 2021-го). На 38,6 процента увеличен экспорт продукции в страны СНГ. А экспорт продукции в отношении основного торгового партнера — Российской Федерации — увеличился на 30,1 процента.

Двигатели ММЗ поставляются на конвейеры 49 предприятий Беларуси, стран СНГ и дальнего зарубежья.

— Товаропроводящая сеть в Российской Федерации сегодня представлена десятью дилерскими компаниями и более чем 60 предприятиями промышленной сборки, и их количество постоянно увеличивается. Так, за первые восемь месяцев 2022 года «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод» совместно с собственным субъектом товаропроводящей сети начала сотрудничество с 13 новыми контрагентами в Российской Федерации, — сообщила Анна Кодымова. — Дилерская сеть предприятия пополнилась новой компанией в Российской Федерации из Нижегородской области. Особое внимание мы уделяем повышению оперативности обслуживания и ремонта двигателей и спецтехники ММЗ за счет создания разветвленной сети сервисного сопровождения продукции в Российской Федерации с плечом не более 500 километров от точки потребности.

Активно проводится работа по поиску и предложению потенциальным потребителям максимально гибких и выгодных условий финансирования покупки, в том числе на условиях лизинга. Сегодня российские потребители имеют возможность приобретать продукцию ММЗ с нулевым удорожанием предмета лизинга в течение первого года. 

Нажать на газ 

В 2021 году Минский моторный завод совместно со специалистами из Татарстана (компания «РариТЭК Холдинг») разработали опытный образец газопоршневого двигателя, который успешно прошел испытания в составе трактора «Беларусь-1221». Про новинку и дальнейшие ее перспективы рассказал главный конструктор ММЗ Михаил Клессо:


— Российский партнер РариТЭК — это несколько предприятий, занимающихся переоборудованием и производством техники. В рамках этого проекта планируется производство не только трактора, но и грузовых автомобилей и автобусов, которые будут оснащены нашим двигателем, работающим на газомоторном топливе. Я думаю, в ближайшее время российские предприятия это покажут. Один такой трактор уже собран и прошел часть эксплуатационных испытаний. Недавно на РариТЭК отгрузили очередной моторокомплект, двигатель из которого будет изготовлен и установлен на трактор. Презентация состоится на 11-м Петербургском международном газовом форуме.

Что касается конкуренции, то у газомоторного двигателя свой отдельный рынок. На сегодня в РФ существуют программы по субсидированию приобретения техники с такими двигателями. Следовательно, если есть субсидирование, значит, будут покупать и развивать газомоторное. 

К слову, Михаилу Клессо на прошедших выходных присвоили почетное звание «Минчанин года». С чем мы его сердечно поздравляем! Высокая награда — это еще и повод поделиться планами на будущее.

— Мы скоро представим рынку новый мотор высокого мощностного ряда. Проект уникальный, аналогов ему в Беларуси нет, речь идет о больших двигателях. Для сравнения: сегодня на ММЗ серийно выпускаются двигатели объемом от 1,6 до 8 литров. У нового мотора объем будет в разы больше. Активно ведем подготовку производства, оборудуем цеха и модернизируем линии. 

Мотор предназначен для спе­цифической техники, в частности для дизель-генераторных установок. На Крайний Север, в отдаленные географические точки. Такая установка будет способна снабжать электричеством целые поселки. Второй важный проект также приурочен к 60-летию ММЗ — новый двигатель 2,5 литра для дизель-генераторных установок.

ММЗ скоро представит рынку новый мотор высокого мощностного ряда.

— Есть партнеры, которые попросили о создании такой эксклюзивной разработки. В продолжение линейки уже имеющихся двигателей одной размерности мы внесли конструктивные новшества, увеличили ход, повысили параметры и получили новый мотор. Двигатель очень мощный, но при этом компактный, маленький, что позволит применять его на специализированной технике. В обозримом будущем планируем создавать 12-, 8-цилиндровые двигатели, параллельно изучаем их востребованность на рынке. Не надо забывать и про улучшение технических характеристик двигателей, борьбу за удельный расход топлива, увеличение межсервисного интервала, увеличение ресурса двигателя. Эта работа ведется постоянно, ведь нет предела совершенству как в конструкторской мысли, так и в конечном ее воплощении — белорусском двигателе.

Новые экспортные горизонты

Предприятие собирается значительно расширить географию поставок продукции. В этом году планируется наращивание объемов поставок в Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Пакистан. Также большим потенциалом для наращивания объемов являются новые рынки сбыта: ряд стран Юго-Восточной Азии, Африки, Бенин, Зимбабве и Турция.

— С целью расширения зоны покрытия продаж нашей продукции в Республике Казахстан в апреле 2022 года открыто общество «ТД «ММЗ» в Нур-Султане, — рассказывает начальник управления маркетинга и продвижения продукции ММЗ Анна Кодымова.

— Открытие торгового дома позволит оперативно поставлять двигатели для нужд предприятий промышленной сборки и вторичного рынка на территории Казахстана, а также повысит оперативность и качество сервисного обслуживания за счет постоянного нахождения на складе расширенного ассортимента двигателей и запасных частей для оперативной их поставки потребителям.

Проекты на вырост

В прошлом году на производственной площадке, расположенной в российском Ногинске, запущено производство малолитражных дизельных двигателей семейства MMZ-3LD мощностью 35–49 л. с. До конца 2022-го на данной площадке планируется запустить сборку 4-цилиндровых двигателей.

— Главная особенность проекта в том, что двигатели данного диапазона мощности никогда ранее в Российской Федерации не производились и успешно смогут заместить импортируемые в РФ силовые установки Kubota, Yanmar, Lambordini, Yidong, применяемые в мини-тракторах, дорожно-строительной технике, генераторных установках. Линейки двигателей MMZ-3LD, MMZ-4D предназначены для установки в качестве силового агрегата на сельскохозяйственную, дорожно-строительную, коммунальную и автомобильную технику. Производство линеек малолитражных дизельных двигателей семейства MMZ-3LD, MMZ-4D поможет сохранить и развить существующие компетенции российских и белорусских предприятий, создаст условия для интенсивного развития отрасли двигателестроения, что позволит создавать продукты, соответствующие современным мировым стандартам.

Наибольший рост экспорта отмечается в странах дальнего зарубежья.

Также недавно Минский моторный завод совместно с ООО «Казаньсельмаш» запустил проект по комплектации российских опрыскивателей белорусскими двигателями. На выставке «Агроволга-2022» посетители и участники ознакомились с новым белорусско-российским тандемом — самоходным опрыскивателем ОС-3000 БАРС. Машина предназначена для химической защиты растений и внесения жидких минеральных удобрений. Дизель оснащен турбонаддувом и предназначен для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 градусов. Это дает возможность работать на технике, оснащенной двигателем ММЗ, при различных погодных и географических условиях.

Совместными усилиями Минского моторного завода и Чебоксарского завода силовых агрегатов создан российско-белорусский трактор. Модель этой маневренной техники будет использоваться в местах с ограниченными условиями передвижения для специфических работ коммунальных служб и сельского хозяйства. Новую технику планируют использовать в теплицах и городском хозяйстве. На новый трактор установлен 3-цилиндровый двигатель мощностью 35 л. с. Уникальность машины заключается в возможности применения широкой линейки навесного оборудования. Кроме того, в отличие от конкурентов эта машина имеет малый радиус разворота, который составляет всего 3,5 метра.

Тем временем

Дизель-генераторные установки Минского моторного завода включены в реестр евразийской промышленной продукции и будут участвовать в государственных закупках, проводимых на территории Евразийского экономического союза: в Армении, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации. Минский моторный завод после подготовки специального пакета документов получил акт экспертизы о соответствии производимых дизель-генераторных установок условиям, производственным и технологическим операциям, установленным правилами определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденным решением Совета ЕЭК. По мнению специалистов маркетинговой службы ММЗ, это значительно расширит возможности предприятия в экспортных поставках, позволит нарастить объемы производства и увеличить валютную выручку.

Слово молодым

116 молодых специалистов при­шли на Минский моторный завод в этом году. Первым рабочим местом для выпускников вузов стали управление главного конструктора, отделы главного технолога, главного металлурга, главного энергетика, управление информационных технологий и другие подразделения предприятия. В большинстве своем молодые специалисты с высшим образованием устроились инженерами по направлению деятельности. 

116 молодых специалистов пришли на Минский моторный завод в этом году.
— Именно специализация «двигатели внутреннего сгорания» когда-то привлекла и не отпускает до сих пор, — говорит Алексей Захарченко, инженер-конструктор управления главного конструктора.

Планы у молодых сотрудников грандиозные.

— Хочется создавать что-то новое, развивать двигателестроение. Есть уже одна идея, как раз на днях обсуждали. Но пока оставим это в секрете. А как только начнется работа над инновационным проектом, обязательно расскажем, — шутит Павел Хлуд, инженер-конструктор управления главного конструктора.

А Кирилла Семенчукова, токаря четвертого разряда ремонтно-механического цеха, мы встретили на рабочем месте в процессе холодной обработки металла.

— Пришел сюда сразу после колледжа, отчасти уже умел делать то, чем сейчас занимаюсь. Но многому меня, конечно, научили наставники. Три месяца — и теперь работаю самостоятельно. А вообще все это несложно, главное — ничего не бояться!

Встречают только что прибывших молодых сотрудников на заводе радушно. Социальная поддержка предусмотрена и коллективным договором, всем нуждающимся выделяют общежитие. Бесплатное медицинское обслуживание можно получить не выходя за проходную. Молодым специалистам на Минском моторном заводе комфортно!

ФАКТ

Минский моторный завод одержал победу в конкурсе на соискание премии Правительства за достижения в области качества 2021 года. Кроме того, ММЗ удостоен специальной награды в номинации «Лидерство» за существенный вклад руководства в достижение устойчивого успеха организации. 

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter