Мотольский подход

В одной из самых больших деревень Беларуси бережно хранят историю и открывают производства завтрашнего дняЕго отец погиб на фронте, когда война уже близилась к концу. Это случилось 27 марта 1945 года в Польше. Портрет Николая Федоровича Шиколая сегодня занимает главное место в рабочем кабинете сына — Степана Николаевича. Рядом — еще один. Человека, который научил его профессии и открыл дорогу в жизнь, — Степана Андреевича Минюка, основателя производства колбас в полесской деревне Мотоль Ивановского района, испокон веков славившейся людьми предприимчивыми, умельцами в самых разных отраслях.

— Я рос без отца, — рассказывает Степан Шиколай. — Учиться не хотел. Хотел работать. Когда мама заболела тифом, меня приютил наш родственник, Степан Минюк. Еще при Польше он открыл в Мотоле колбасный цех. А после воссоединения Беларуси добровольно передал производство государству.
С него-то и начинает свою историю Мотольское сельпо. Теперь в деревне три колбасных цеха. И производят они примерно столько же продукции, как и полноценный современный мясокомбинат. Тогда же это был тяжелый труд — все приходилось делать вручную (в то время Мотоль еще не знал электричества).
Степан пришел на производство в 14 лет подсобным рабочим. Мама сказала: должен отработать человеку за добро. Парень оказался трудолюбивым, смышленым, быстро постигал все тонкости колбасного производства и вскоре стал правой рукой Минюка. А когда в 1962 году наставник ушел на пенсию, в свои 22 принял руководство.
Вел реконструкцию, строил. Росли объемы, расширялся ассортимент продукции. За 30 лет, в течение которых Шиколай возглавлял колбасный цех на базе Ивановского райпотребсоюза, колбасы из Мотоля завоевали своего покупателя, стали настоящим брэндом, ничуть не менее славным, чем кожухи мотольского производства.
В 90-е, когда в стране начинался всплеск деловой активности и частной инициативы, он решил направить свой опыт и знания на создание собственного дела — благо энергии и целеустремленности Степану Николаевичу было не занимать.
Идея эта зародилась давно и жила где-то в глубине души до поры до времени тихой мечтой.
— Мама была против, жена говорила — развод, дети держали нейтралитет. Я долго не мог решиться, ведь приходилось идти, по сути, в неизвестность. Но понимал: менять что-то необходимо. Дети к тому времени получили образование, особо устроены не были, взять к себе в цех я их не мог, тогда закон был такой: если лицо материально ответственное, родственники в подчинении работать не имеют права. Получалось так: чужих я приютил, а своих — не могу. В итоге сам себе постановил: образуется дело — хорошо, а нет, так не буду себя проклинать, что струсил...
Когда решение было принято, в реализации проекта его поддерживали все, помогали, в том числе и власти. Очень благодарен Шиколай тогдашнему председателю облисполкома Виктору Ивановичу Бурскому, председателю Ивановского райисполкома Алексею Алексеевичу Флорьяновичу. И руководителю местного колхоза. За предоставленный кредит он рассчитался потом в разы большей суммой — чтобы, говорит, односельчане не упрекнули, что за счет хозяйства построился.
Через два с половиной года в деревне открылся новый колбасный цех — производственный кооператив “Мотоль”. Сегодня на самом современном оборудовании здесь трудится 65 человек. Планируют установить еще один новый холодильник. На склад не работают — все уходит с колес.
2006 год стал самым продуктивным — мотоляне изготовили 1400 тонн высококачественных мясопродуктов. И стали победителями республиканского конкурса. Диплом  лучшего предпринимателя из рук премьер-министра страны получал старший сын Николай, который к тому времени возглавил производство. К слову, дипломов и статуэток победителей различных конкурсов в самых разных номинациях в кабинетах сына и отца — множество. Так высоко отмечено качество продукции, качество труда.
В 2007 году на предприятие приехала компетентная комиссия, чтобы вручить кооперативу новейший сертификат соответствия качества ИСО. Тщательнейшим образом проинспектировав каждый участок, она констатировала: и техническая, и технологическая организация производства тянет на гораздо более высокую оценку. И вручила мотолянам еще и сертификат ХАССП.
— Мне больше по вкусу крестьянская колбаса, — Степан Шиколай с удовольствием демонстрирует аппетитное колечко. — Это моя разработка. Сто процентов свинины плюс приправы. — И раскрывает главный секрет вкуса: — Все зависит от качества сырья.
Ну а если технологию не выдержать — жесткое мясо получается. Это, говорит, как в природе: что посеешь, то и пожнешь.
— Посоветуйте, а как выбирать колбаску в магазине?
— Лучше пробовать, ведь глаза можно обмануть, а язык всегда правду “скажет”.
У кооператива “Мотоль” сегодня более 200 оптовых покупателей. Высокое качество — святая заповедь, а кроме того, здесь удается удерживать и конкурентную цену. Обычно на родственных предприятиях большую расходную статью составляют транспортные доставки. А к ним — едут сами.
Словом, получился у Степана Николаевича семейный бизнес. Старший сын Николай сегодня возглавляет производство, ответственные посты занимают младший сын, зять, невестка, дочка. Не просто занимают — работают на совесть, как привыкли в семье, как испокон веков ведется в Мотоле.
“Мотольские окна” — еще одно детище Степана Шиколая. Вместе с двоюродным братом в Иваново он организовал современное производство стеклопакетов, создав в районном центре с избытком трудоспособного населения более пятидесяти рабочих мест. А теперь снова замышляет открыть новое дело. Чем займется на этот раз — пока секрет. В одном признается: предприятие появится в Мотоле. Значит, и для односельчан найдется новая работа.
Говорят, в жизни — с кем поведешься, философски подводит черту разговора Степан Николаевич. В красном углу кабинета между родными портретами — икона Казанской Божьей матери.
— Я своим детям всегда говорю: живите по совести, а значит — и в согласии с Богом.
Ремонт храма, помощь мотольской больнице — как на это жалеть? В вере укрепил и случай, произошедший в 2002 году. Возвращаясь из командировки, он попал в автокатастрофу. На полном ходу машину занесло в глубокий ров. Проезжавший мимо сотрудник компании “Фрост” Сергей Ждановский заметил едва мерцавшие из глубины огоньки фар и бросился в ледяную воду, ему на помощь поспешил еще один водитель — житель Антополя Николай Мацкевич. Они и доставили Шиколая в дрогичинскую больницу. Дежуривший врач-реаниматолог Александр Протасевич по сути вытащил человека с того света.
— Незадолго до аварии я огородил деревенское кладбище, а покрасить забор не успел. Вот, наверное, ТАМ меня и не приняли.
То ли шутит, то ли правду жизни объясняет Степан Николаевич.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter