Путешественник из Могилева побывал в 60 странах и останавливаться на этом не собирается

Мотокросс по континентам

Мечты бывают разными. Кто-то копит на новую шубу, кто-то грезит покорить очередную ступеньку служебной лестницы. А могилевчанин Максим Витковский намерен покорить весь мир. Он уже успел побывать на трех континентах, проехать шестьдесят стран и дважды пересечь экватор. Однако точку на этом ставить не собирается. В ближайших планах — завершить первое кругосветное путешествие, переплыв из Америки в Австралию. Потом отправиться в Азию и Африку. Что дальше? Проба сил в ралли «Дакар». Большое турне на воздушном шаре. Да мало ли: время подумать о будущем есть. Как и на то, чтобы свое решение изменить.

Индия, Гоа

Бизнес сгорел. Да здравствует свобода?

Еще три года назад будни 34-летнего Максима мало чем отличались от жизни других могилевчан. Разве что предпринимательская хватка у экономиста с высшим образованием была выше среднего. Витковский не скрывает:

  — Я перепробовал множество самых разных направлений. У меня были компьютерные клубы, занимался окнами ПВХ, открывал кафе. Даже дом построил, причем многое там сделал своими руками.

Один из последних проектов — производство евробрикета. На нем предприниматель и погорел, причем в буквальном смысле. Пожар, разгоревшийся по халатности работников, поставил точку на бизнесе. «Решил, что это — знак. Больше вкладываться ни во что не стал. А оставшиеся деньги решил потратить на путешествия», — поделился Максим.

Сегодня в Могилеве Витковского застать не так-то просто. Сейчас, к примеру, он в США. Нас разделяет расстояние почти в десять тысяч километров, Атлантический океан и семь часовых поясов. Уличный градус тоже разнится: если в Майами плюс тридцать, то в Могилеве шкала термометра недотягивает и до десяти. Выручает скайп. Первым делом спрашиваю: когда впервые ощутил магию странствий? Максим отвечает:

— Я сам родом из Мурманска, так что еще в детстве с родителями часто ездил в Беларусь и Украину. Уже во взрослой жизни прокатился на автомобиле по Европе. Потом были мотофестивали — байки у меня появились в школьные годы. Сменил их за жизнь немало: сейчас, к примеру, — двадцать седьмой по счету мотоцикл. Купил его уже в Америке. Там же сдал и на права американского образца. Это оказалось несложно: уложился в один день.

Тропа смерти, Китай

Английский освоил на практике

Впрочем, велосипед Витковский тоже со счетов не сбрасывает. На нем проехал часть Евразии — 2 тысячи километров за 15 дней. Что осталось в сердце?

— Алтай, Байкал — их красота завораживает, на словах все описать просто нереально. Могу сказать одно: именно там понимаешь силу и волшебство природы. Дорожные трудности ничто по сравнению с увиденным.

Путешественник утверждает: и на ближних, и на дальних трассах, в разных городах и странах ему везло на хороших людей. Хотя — было дело! — под Ростовом ограбили. Прыснули в лицо дихлофосом, подрезали палатку и унесли все самое ценное. Но случалось и обратное: незнакомцы выручали с деньгами, причем не раз. Китайцы, кстати, проявили интерес к фотографиям Максима — эта помощь в дороге тоже оказалась очень кстати. В память о Поднебесной в его архиве есть немало захватывающих кадров. В их числе — рисковая прогулка по так называемой «тропе смерти»: пешей дороге на горе Хунань, сделанной из зависающих над пропастью узких досок. Другую «дорогу смерти» — высокогорную трассу в Андах Боливии — одолел на мотоцикле. У каждой страны, уверен, — свой колорит, свое лицо, свои плюсы и минусы. Но и язык — тоже. Бывают ли трудности общения? Макс признается:

— Если честно, жалею, что в школе не отличался особым прилежанием в изучении английского. Он у меня не очень. Однако за время путешествий пополнил свои знания на практике. Собственно, и те, к кому обращался, не всегда английский понимали: в Азии, прямо скажем, он не очень распространен. В Южной Америке пытался освоить испанский, но из этого мало что получилось. Но и язык жестов, согласитесь, никто не отменял. Он выручает всегда и везде.


Загадки инков

В Центральной и Южной Америке путешественник проехал на мотоцикле 58 тысяч километров. Там же поставил один из своих байкерских рекордов: 1770 километров за 24 часа. Его личные впечатления при этом далеко не всегда совпадали с общепринятыми. «Например, меня пугали Мексикой. Хотя на самом деле она оказалась очень хорошей и гостеприимной страной. Опять-таки очень понравилась Колумбия — неплохие дороги, красивая природа, симпатичные девушки. Приятное впечатление оставила Боливия, где поднялся на гору Потоси высотой более чем в 6 тысяч метров. Во время восхождения, кстати, обморозил пальцы, но, к счастью, обошлось без последствий».

Самой странной, интересной и загадочной оказалась Перу. Странник, конечно же, не мог не побывать в затерянном в скалах Мачу-Пикчу. Но оказалось, что это далеко не единственный город, который, как считается, несколько сот лет назад неожиданно опустел. Правда, другие находятся вне туристических маршрутов, и люди знают о них очень мало. Удивило также плато Наска. И заставило задуматься: что, если это просто масштабная мистификация, а к загадочным рисункам на его территории приложили руку не древние, а современные люди? «Считается, что линии на здешних камнях были прочерчены около двух с лишним тысяч лет назад, — напомнил путешественник. — Но за это время их должно было занести песком или пылью, однако этого почему-то не случилось». Что касается самих дорог, то здесь, констатировал Макс, самым рискованным был Гондурас. Трасс там, считай, нет. «Точнее, — поделился впечатлениями, — больше дыр в асфальте, чем самого асфальта».

Каков аллигатор на вкус?

У странствий Макса есть и еще одна особенность: бюджетность. Перелеты-переправы Витковский ищет самые дешевые. Ночлег-питание — тоже. Случалось оставаться на ночь не то что в хостелах или палатке, а и в гамаках. Иногда удавалось передохнуть у кого-то бесплатно. Или — найти приют благодаря мировой сети каучсерфинга. Правда, здесь, предостерег путешественник, ухо надо держать востро — мало ли кто и с какой целью предлагает незнакомцам кров. А если было совсем без вариантов, просто двигался дальше в ночь. Трудности его не пугают:

— Это всего лишь часть жизни. Вообще, за время путешествия я научился проще относиться к деньгам, к комфорту.

Еще — попробовал себя в непривычных профессиях: шил паруса, разделывал аллигатора. Крокодилье мясо, разумеется, отведал. Оказалось, ничего особенного: по вкусу напоминает курицу, только шершавое. Продолжая тему гастрономической экзотики, сюда можно приплюсовать еще и азиатских сверчков с кузнечиками.

В дорогу Максим отправляется налегке. И в рюкзаке, и в кошельке — ничего лишнего. Например, в свой первый приезд в США имел в запасе всего ничего: складной велосипед да 800 долларов в кармане. Но это не помешало ему открыть собственную Америку, найти там новых знакомых и даже друзей. Наиболее острые эмоции оставил Техас. Каньоны, горы, архитектура — штат практически во всем выбивается из общей картинки американского мира. Как, впрочем, посты и видеоролики самого путешественника. Кто знает — возможно, когда-нибудь они лягут в основу документальной ленты, и уже не только его фанаты в соцсетях, но и телезрители будут с волнением следить за приключениями туриста.

Наверняка в этом фильме найдется место тем сюжетам, которых пока нет в проекте. В том числе морским, ведь кругосветка Витковского предполагает и водную «трассу». На яхте он уже плавал — по Карибам. Правда, на чужом судне и пассажиром. Но кто сказал, что нельзя обзавестись собственной лодкой и научиться ею управлять? В список необходимых вещей на яхту обязательно попадет и байк: Австралию с Новой Зеландией, куда намерен отправиться в начале личной регаты, путешественник планирует пересечь на мотоцикле. Чтобы тем самым добавить впечатлений и свежих ощущений и еще раз потренироваться перед ралли «Дакар». В каком году попадет на гонки, пока неизвестно. Кроме азарта и желания рискнуть, для этого нужен солидный взнос. Сегодня эта планка для него слишком высока. Однако завтра и она может быть взята. Ведь собственный опыт подтверждает: если есть желание, оно обязательно исполнится.

svet.markova@gmail.com

Фото из личного архива Максима ВИТКОВСКОГО.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter