Город засыпает, просыпаются байкеры. Как ГАИ борется с шумными мотоциклистами?

Мото берет громкие ноты

Когда звуки города стихают, а люди ложатся спать, по Романовской Слободе и Кальварийской начинают носиться мотоциклисты. 150 км/ч на заднем колесе – картина здесь привычная. Тренировки в навыках вождения на скорости для многих из них заканчиваются в больнице. С экипажем ОГАИ Центрального района Минска отправляемся на ночное дежурство по шумным улицам.


Со стороны ТЦ «Корона» в направлении Немиги проезжает группа байкеров. Едут по правилам – претензий нет. В ожидании нарушителей коротаем время за разговорами о шумных мотоциклистах.  жалобы на рев моторов с наступлением сумерек от жителей центральных проспектов и улицы Романовская Слобода на инспекторов сыплются как из рога изобилия.

— Стремясь превратить свой байк в более модный, молодежь переделывает его в гараже. Вставляют резонаторы, модернизируют выпускную систему, при этом звук мотоцикла становится более громким. Делать это либо категорически запрещено, либо разрешено с согласия отделения технадзора ГАИ. Иногда разгоняются на нижней передаче, и мотор рычит, — тонкости объясняет старший инспектор ДПС Андрей Капчан.

Пройти техосмотр с переделанной техникой не могут: по новым правилам мотоцикл может шуметь не громче 96 дБ (шум в вагоне метро во время его движения). Так и гоняют без документов. Отсюда основные нарушения помимо несоблюдения скоростного режима – отсутствие техосмотра, регистрации и водительского удостоверения необходимой категории. Кстати, сами мотоциклисты объясняют громкий звук попыткой предупредить автомобилистов о своем приближении. В любом случае переоборудование приравнивается к неисправности и грозит штрафом до 1 базовой, повторное нарушение в течение года — от 2 до 5 базовых.

Нетрезвые мотоциклисты попадаются редко. На прошлой неделе сотрудники ГАИ Центрального района выявили только одного такого и весьма непрыткого: он не пытался скрыться. Обычно в таких случаях мотоциклисты, стараясь оторваться от погони, грубо нарушают ПДД, неоднократно выезжают на встречную полосу. А вот на улице Богдановича другой мотоциклист нашел себе приключение буквально на пятую точку: он попал в ДТП и пострадал. Теперь с сильными ссадинами лежит в больнице, а точнее, стоит. 

Кружим по центру. Замечаем, как на обочине другой госавтоинспектор штрафует водителя мотоцикла-чоппера. Контингент на чопперах в сводки ДТП попадает редко: двигаются спокойно, наслаждаются не скоростью, а видами. Культуре вождения у них стоит поучиться молодежи, которая в поисках адреналина садится на спортивные байки, не имея навыков управления ими. 

Останавливаем очередного мотоциклиста. Видеорегистратор на его шлеме фиксирует дорожную обстановку. Водитель снимает шлем, и мы сразу узнаем в нем известную мотоциклистку-путешественницу Екатерину Архипович. Девушка за рулем 10 лет, из них 6 — на мотоцикле. Интересуюсь, почему променяла машину на байк.

— Более бюджетный вариант: бензин дешевле, плюс можно припарковаться в любом месте. 

Катя начинала с маленьких мотоциклов, а когда увлеклась путешествиями, приобрела большую туристическую модель. 

— Полная «черепаха», — демонстрирует экипировку. 


Кроме шлема и специального костюма с усиливающими элементами в области колен, локтей и голени, водитель ничем не защищен. При падении такая экипировка минимизирует травмы, но, разумеется, не сравнится с уровнем безопасности в автомобиле. Поэтому столкновение автомобиля с мотоциклом заканчивается телесными повреждениями для водителя последнего. Попадала в опасные ситуации и Екатерина.

— Это у меня гематома, и если бы не ботинки (показывает специальную мотоциклетную обувь. – Авт.), здесь была бы раздроблена кость. Дорогу размыло, и кто-то присыпал яму песком, мотоцикл подвернул колесо и придавил меня, — листает на телефоне альбом с фотографиями, среди них рентгеновский снимок. — Вот такая металлическая штука стоит у меня в плече. Когда такое увидишь, всякое желание рисковать отпадет. Я езжу 60 км/ч по городу, и меня это не напрягает. На загородных трассах позволяю себе ускориться до 110 км/ч, но в пределах допустимого. 

Зачастую автомобилисты не воспринимают мотоцикл как полноценное транспортное средство из-за его габаритов. Тем более за зиму глаз привыкает к большим объектам, и весной водители не успевают приноровиться к юрким мото. Из распространенных ДТП следующее: в автомобиле открывают дверь, а между машинами в это время едет мотоциклист…


— Причины кроются и в особенности мотоцикла, — аргумент в защиту автомобилистов находит Андрей Капчан. — Маневр, который автомобилист выполнит за 2—3 секунды, мотоциклист сделает гораздо быстрее. Даже если водитель и посмотрит в зеркало заднего вида, он может не заметить мотоциклиста: окно же не панорамное, а тот быстро ускоряется. Сейчас его в зеркало не видно, а через мгновение уже проносится мимо. Водитель просто не успевает среагировать на изменение дорожной обстановки.

По этой же причине установить виновника в ДТП с мотоциклистами сложнее. О том, почему они стараются становиться на светофорах в начале потока и уходить вперед, объясняет Екатерина Архипович: «Автомобиль может резко вильнуть, объезжая ямку, а мотоциклист въедет в нее и упадет. Мне как-то в ногу прилетел номерной знак, оторвавшийся от едущего впереди автобуса». Тем временем инспектор выхватывает из потока «Яву». 27-летняя машина в идеальном состоянии, хотя на четыре года старше самого водителя.

— После капиталки слабо тянет. Но все равно оставлю, классика ведь. А так присматриваю «японца», 600 кубиков вполне достаточно, — Илья на мотоциклах с 14 лет, официально — с 18. 

Цены на них доступные, потому 20-летние парни могут себе позволить «кулю» (скоростной мотоцикл. – Авт.), а необходимых навыков вождения нет. Чтобы снизить смертность в ДТП, с этого года в стране ввели разделение категорий. Появилась категория «А1», которую можно получить, лишь отъездив 2 года на малокубатурном мотоцикле. Только после этого можно получить категорию «А», которая дает право ездить на мощных моделях. В странах ЕС таких категорий по стажу вождения около пяти. 

Косвенная причина многих дорожных происшествий автоинспекторам видится и в нехватке мотошкол, которые целенаправленно готовят водителей. Возможно, улучшить ситуацию на дорогах помогло бы и строительство трека, на котором поклонники спортивных байков гоняли бы в свое удовольствие, никому не мешая. 

gorbatenko_inna@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter