Мотивация до блеска в глазах

Кнут  или  пряник:  как  совместить  два  противоположных  метода  для  эффективного  стимулирования  сотрудников?

Кнут  или  пряник:  как  совместить  два  противоположных  метода  для  эффективного  стимулирования  сотрудников?

Штрафы или поощрения?.. «Казнить» или     премировать?.. Этот вопрос весьма актуален для руководителей, желающих повысить эффективность труда работников. Результаты таких мер иногда способны превзойти все ожидания, а иногда могут порядком навредить. Чтобы избежать перегибов, топ-менеджерам следует помнить: работники всегда должны видеть перед собой цель. 

89  против  11 

Цель для сотрудников должна быть обязательно привлекательна и  реально достижима. Работник всегда в первую очередь думает не о глобальных задачах всей компании, а о том, чего сам хочет в ней добиться, поэтому он четко должен знать условия, благодаря которым может получить свои пряники. Компания в свою очередь в эти условия закладывает те составляющие успеха, которые ведут ее к завоеванию определенных позиций на рынке. В случае, если условия не соб-людаются,  происходит парадоксальная картина: персонал кнутом загоняют кушать те самые пряники. И хорошо, если в качестве кнута выступают жесткие требования. А ведь зачастую руководители начинают злоупотреблять штрафами, выговорами, взысканиями, снижением зарплаты, угрозами увольнения. Кнут редко воспринимается справедливым и чаще всего, кроме обиды, ничего не вызывает.

И вряд ли можно говорить о лояльности к компании, энтузиазме и блеске в глазах.  Тогда со стороны персонала наблюдается стремление избежать выполнения своих обязанностей, мало похожее на желание действовать в нужном направлении. А эффективная мотивация — это прежде всего внутреннее желание и устремление. Кстати, согласно исследованиям, использование пряника приводит к нужному результату в 89 % случаев, в то время как на долю эффективности кнута приходятся лишь оставшиеся 11 %. 

Сладости  для  персонала 

Пряники — это те самые позитивные мотиваторы, которые способны повлиять на энтузиазм  сотрудников и побудить их эффективно трудиться на благо компании с блеском в глазах. Сколько же должно быть таких мотиваторов? Ответ, как всегда, прост — столько, сколько нужно. Хотя и считается, что хорошего слишком много не бывает, есть несколько принципов, которые помогут сделать пряничный набор действительно эффективным. Ведь даже одна подаренная шоколадка может привлечь в определенный момент гораздо больше внимания и запомниться сильнее, чем целый стол, заваленный сладостями. 

Так,  три-четыре сильных мотиватора обратят на себя больше внимания, чем пакет из десятка различных составляющих. Кроме того, хорошее  быстро приедается: если выложить сотрудникам все сразу, они привыкнут к  весьма привлекательному набору и уже не будут работать с прежним энтузиазмом.  Известное выражение «Лучшее — враг хорошего» срабатывает и для мотивационного пакета.  Когда происходит привыкание к одним пряникам, это не значит, что нужно от них отказаться вовсе. Оптимальное решение  в данном случае —  внести разнообразие в уже имеющиеся способы поощрения, которые доказали свою продуктивность. 

Кнутом  делу  не  поможешь? 

Законодательством предусмотрены следующие меры дисциплинарных наказаний: замечание, выговор и увольнение. Тем не менее ни один из них не является панацеей для работодателя, поскольку вынесение замечаний и выговоров сопряжено с множеством формальностей: работника нужно оповестить в письменной форме, затем дождаться его объяснительной... Увольнение слишком уж отчаянный жест, учитывая нынешние тенденции на рынке труда. А вот штрафы оказываются куда более «приемлемыми», да и  дешевизна этого метода, безусловно, является его неоспоримым преимуществом. 

В компаниях штрафные санкции  выполняют информационную роль: сообщают сотрудникам, что определенные вещи в организации не приветствуются, и таким образом регулируют работу персонала. Например, введение штрафа за опоздание дает понять: у нас в компании опаздывать нельзя. Еще одной функцией штрафов может стать разграничение ответственности работника и работодателя. Так, штраф за нарушение техники безопасности показывает, что за определенные нарушения  ответственность будет нести именно сотрудник. 

Прежде чем вводить систему штрафов, специалисты рекомендуют тщательно просчитать последствия этого шага и учесть несколько факторов. В частности, сложившиеся в компании корпоративную культуру и стиль управления. Если они достаточно либеральны, то резкий переход к репрессивной по сути системе штрафов может иметь крайне негативный эффект. 

--------------------------------------

Мнения специалистов 

Максим Затуленко, директор дизайн-студии «SHISHKOFF»: 

— Как показывает западная практика, наказание скорее демотивирует сотрудников. По собственному опыту работника и управленца знаю, что система штрафов малоэффективна. Каждый может совершить ошибку, но если сотруднику сделать «больно», это снизит его лояльность к компании. Думаю, гораздо эффективнее поощрять тех, кто работает хорошо и не платить ничего лишнего тем, кто не старается. Тогда у последних будет больше стимула. А вот из наказаний вполне было бы достаточно выговора на планерке. 

Юлия Скуратович, руководитель отдела продаж ЧУП «Стройсервис Экстра»: 

— Использование штрафов неэффективно для сотрудников, но как мера вполне устраивает руководителей: они таким образом могут «обезопасить» работу коллектива, сделав его более внимательным. А вот наказанный работник может затаить обиду и в конце концов написать заявление на увольнение. При сегодняшнем дефиците кадров это недопустимо. В случае промашек лучше не выплатить премию, чем идти «в минус» по заработной плате. 

Анатолий Наталевич, директор ОАО «Резинотехника» (Борисов): 

— Я считаю, что и кнут, и пряник вполне эффективны. В своей практике стараюсь больше сотрудников поощрять, но и от наказаний также не отказываюсь. Уверен: если работник совершил проступок умышленно или не выполнил то, что должен согласно занимаемой должности, он заслуживает определенных санкций. 

Штрафы  для  сонь 

Сотрудников более половины российских компаний штрафуют на работе. Такие данные на днях опубликовала одна из российских исследовательских групп. Работников торговли штрафуют в основном за грязь на витринах или на рабочем месте, невежливое отношение к клиенту, несоблюдение корпоративного стиля в одежде. Офисных работников — за опоздания, ошибки в договорах или других документах, несоблюдение дресскода, курение в не оборудованном для этого месте или употребление спиртных напитков. 

Кстати, в условиях дефицита высококвалифицированного персонала руководители предприятий вынуждены придумывать оригинальные способы наказания провинившихся сотрудников. Так, в одной компьютерной компании практикуется штраф величиной в $ 1. Он применяется в случае несерьезного проступка. Тем не менее такое «наказание» достаточно эффективно, поскольку оказывает моральное воздействие. 

Существует и ряд необычных способов борьбы с опозданиями. В отдельных организациях с опоздавшего без уважительной причины взимается сумма, равная стоимости проезда от его дома до офиса на такси, или заставляют опоздавшего сотрудника на свои деньги покупать будильник. Правда, некоторые собрали их дома уже целую коллекцию, но по-прежнему опаздывают.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter