В стране необходимо менять практику госзаказа на специалистов с высшим образованием

Мотайте себе на вуз

В последнее время вузам все труднее обеспечить выпускникам-бюджетникам первые рабочие места. Это особенно было заметно по выпуску этого года. Вроде бы специальности открываются под потребности реального сектора экономики, а по факту, говорят специалисты, нынешняя система формирования госзаказа не выдерживает никакой критики. Об этом в августе говорил и Президент на Республиканском педсовете. Может быть, проблема в том, что высшее образование из элитного давно стало массовым? Или в том, что сегодня нужно готовить штучных специалистов, которые были бы конкурентоспособны и на мировом уровне?

фото Unikassa.ru

Студентов больше, чем надо? 

Сегодня в стране 51 учреждение высшего образования, из которых 42 — государственные. Много это или мало? Численность студентов по сравнению с рынком труда явно избыточна. Такое мнение на расширенном заседании президиума Научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития страны при президиуме Совета Республики высказал ректор РИВШ Виктор Гайсенок:

 
Виктор ГАЙСЕНОК.
— На 10 тысяч населения в 2016—2017 году у нас приходилось 330 студентов. Это четвертое место в мире и первое среди стран СНГ. Наблюдается переизбыток специалистов в сфере экономики, менеджмента, права. В 2016 году более 30% работающих имели высшее образование. Среднее специальное — 23%, профессионально-техническое — 20%. И 80% молодежи делает выбор в пользу высшего образования. 

Мода? Престиж? Недоработка системы профориентации? При этом социологические исследования, которые озвучила заведующая сектором инноваций Института социологии НАН Светлана Кройтор, говорят о том, что образование в нашей стране в первую очередь связывается с воспитанием культурных и интеллигентных людей, расширением кругозора и только потом с возможностью устроиться на хорошую работу. Так, может, и не о чем переживать? Эту мысль поддерживает и Виктор Гайсенок:

— Человек с высшим образованием, как правило, более законопослушен, лучше воспитывает детей, ведет более здоровый образ жизни.

Спрос диктует предложение

Есть и другой, экономический повод не снижать набор в вузы. Это спрос, который диктует предложение. Ведь если завтра у всех желающих не будет возможности получить образование внутри страны, предложения найдутся за ее пределами, убежден Виктор Гайсенок:

— Не дай мы такой возможности, наших граждан с удовольствием примут вузы соседних стран. И не упустят шанс заработать. Уже сейчас треть заочников-иностранцев в России — наши граждане. Поэтому вряд ли нам стоит в ближайшее время резко сокращать набор в УВО. А вот поднимать престиж профессионально-технического образования, повышать качество высшего и менять практику госзаказа на специалистов с высшим образованием просто необходимо. 

Кстати, сами граждане настроены весьма оптимистично: более 44,5% считают, что качество образования в вузах страны через 10—15 лет будет повышаться. Только вот для этого, убежден Виктор Гайсенок, нужно очень постараться. А в частности, создавать независимую структуру оценки качества образования:

— Пока система образования сама формирует госзаказ, сама его выполняет и параллельно контролирует качество, изменить ситуацию невозможно. 

Кстати, этот вопрос должен найти отражение в обновленном Кодексе об образовании.

А вот кому нужен специалист?

Кстати, система формирования госзаказа на специалистов системы высшего образования еще один повод для головной боли. Эксперты давно говорят о том, что она должна быть более четкой, прозрачной и формироваться во взаимодействии с министерствами экономики и промышленности. Пока (за редким исключением) она больше напоминает случайный набор чисел. 

Впрочем, аналогичные проблемы испытывает и система профтехобразования, говорит первый проректор РИПО Эдуард Калицкий. Причем, по его словам, даже подготовка по договорам предприятий зачастую не является подтверждением трудоустройства абитуриента:

— Проблема в том, что за эти договоры никто не несет ответственность. Через три года подготовки специалиста может получиться, что предприятие в нем не нуждается. Если выпускник не едет к первому рабочему месту, он обязан выплатить деньги, затраченные на его обучение. То есть его обязательства закреплены. Так, может, закрепить обязательства и за предприятиями? 

Вузы должны зарабатывать сами

Если вузы хотят готовить прежнее число специалистов, при этом обновлять материально-техническую базу, развиваться, им нужно подумать о дополнительном заработке. Бюджет эти затраты не потянет — таково веяние времени. Кстати, по словам Виктора Гайсенка, именно таким путем идет большинство зарубежных вузов:

— Мы должны понимать, что возможности бюджета ограничены. Сейчас около 5%. Увеличения бюджет не потянет. Поэтому вузам нужно активнее развивать связи с производством, а также создавать кластеры сетевого, дуального образования. Выходом может стать расширение целевого образования. Вместе с тем вузам надо активнее заниматься коммерциализацией своих разработок. 

О чем идет речь? О концепции «Университет 3.0». Это означает, что в учреждении есть четкая связь образования, науки, инновационной деятельности. То есть когда вуз не только готовит специалистов, но параллельно, развивая науку, занимается коммерциализацией своих наработок. К слову, и это отмечают эксперты от науки, концепция не новая, а даже основополагающая для всех вузов. Только вот многие о ней забыли. Другого пути, по словам Виктора Гайсенка, нет. За счет бюджета свои вузы содержат очень немного стран. 

veraart14@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter