Мостик между прошлым и будущим

.
...И есть же на белом свете такие райские уголки!

Мудрый дуб, похожий на скрученного судорогой великана, отогревал поднятые вверх ветки-руки под пронзительным весенним солнцем, в хрустальном поднебесье пели, будто катая в клювах серебряные шарики, звонкоголосые жаворонки, а на лесной опушке все было белым-бело от цветущих анемон, которые в народе зовут "курослепами". Неужели и впрямь куры теряют от них свое и без того не орлиное зрение?!

Райский уголок - парадоксы топонимики - зовется Акопами. И находится он не за тремя морями, а примерно в 40 километрах от столицы - в Логойском районе. А добираться сюда, как и сто лет назад, следует по Долгиновскому тракту. По нему, плавно переходящему в современную бетонку, мы и приехали в Акопы вместе с сотрудниками Государственного литературного музея Янки Купалы. С благой целью - навести в музейном филиале, здесь расположенном, после долгой зимы порядок. Почистить от прелой листвы дворики-дорожки, побелить деревья. И главное - перекинуть через живописный, пробивающийся через коряги ручей новый мостик. Взамен старого, который уже превратился в трухлявую и опасную кладочку.

А ведь правда, замечательный рождается символ - мост между прошлым и будущим! Лучше и не придумаешь. Потому что по приходящемуся прадедом этому укромному мосточку ступал сам Купала, приезжавший в начале прошлого века сюда, к матери, на поэтическую побывку. Бродил по живописным окрестностям, слушал жаворонков и соловьев, грел руки на огромном вросшем в землю валуне - и, будто напоенный соками земли, творил, творил, творил! Именно здесь им были написаны лучшие драматические и поэтические произведения: пьесы "Паулiнка", "Раскiданае гняздо", "Прымакi", "Тутэйшыя", поэмы "Бандароуна", "Магiла льва", "Яна i я", услышано предание, легшее в основу поэмы "Курган".

...Впрочем, чтобы символ получился добротным, ладным, как говаривали "за купалаускiм часам", музейщикам приходится взять в руки и пилы, и молотки, и гвозди-"сотки". И казавшиеся мне способными лишь ловко управляться с авторучкой и бумагой хранители старины во главе с директором музея Сергеем Вечером вдруг сноровисто принимаются за дело. Трухлявые бревна в мгновение ока убираются с глаз долой, на их место укладываются пропитанные консервантом столбы, поверх быстро прибиваются свеженапиленные доски.

Пока мужчины разбираются с гвоздями-досками, мы вместе с заведующей научно-просветительским отделом музея Людмилой Давидовской чистим от листвы дорожку. По ней - даст Бог - придут в эти знаковые места экскурсанты, школьники, туристы. Под мерный шорох листвы Людмила Степановна открывает мне неизвестного, но становящегося после рассказа ближе и роднее Купалу

: - Iван Дамiнiкавiч, як сапраудны паэт, мог усiм сэрцам закахацца у сваiх сучаснiц: у Паулiну Мядзелку, Канстанцыю Буйло. Лiтаратуразнауцы да гэтае пары спрачаюцца, хто больш натхнiу яго Музу: прыгажуня Мядзелка цi не менш прыгожая разумнiца Буйлянка.

Живое сердце билось в поэтической груди, думаю я, живое и трепетное!..

Очищенная тропинка - все-таки дело у нас спорится - утыкается в ручей.

И мостик - мужчины постарались на славу - уже готов! Заместитель директора музея Сергей Гуцев предлагает устроить совместную проверку. Этакий коллективный переход с одного берега времени на другой. Энтузиазма нам не занимать: мы ведь первые, кто проверяет связку между прошлым и будущим на прочность! Раз-два-три прыжка - все нормально, упругие доски, ладно пригнанные друг к дружке, выдержат любую громаду.

Молодая музейная поросль в лице Дианы Филипович, Натальи Чертович, Ольги Платоновой также не подкачала: девушки навели идеальный порядок возле самого филиала, побелив в порыве усердия даже стволы вековых деревьев. Самое время, говорит Людмила Степановна, собрать в дорогу крошечный букетик. Из голубых пролесок и белых анемон.

- Завянут же, пока довезем, - осторожничаю я.

- В воде оживут снова, - успокаивает Людмила Давидовская, и я беру с нее пример, кланяясь голубой от цветов придорожной полянке.

И точно: букетик из Акопов в Минске ожил в воде, будто Феникс...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter