Мост свяжет берега и судьбы

В КОНЦЕ минувшего и начале нынешнего года республиканские госорганы вновь были вынуждены обратить свой взор на мост, сооружаемый через реку Свислочь на границе Пуховичского и Минского районов. Если раньше в течение нескольких лет его возведения добивались, стуча во все властные двери, жители деревни Лешница, то теперь от их левобережных соседей из Ваньковщины и Лысовщины поступили петиции в Госконтроль, Правительство и парламент, направленные против новостроя.

Принципиальности властей, начавших возведение такого нужного сельчанам путепровода, следовало бы поучиться правоохранительным органам, которых должны заинтересовать «протестанты» из водоохранной зоны...

В КОНЦЕ минувшего и начале нынешнего года республиканские госорганы вновь были вынуждены обратить свой взор на мост, сооружаемый через реку Свислочь на границе Пуховичского и Минского районов. Если раньше в течение нескольких лет его возведения добивались, стуча во все властные двери, жители деревни Лешница, то теперь от их левобережных соседей из Ваньковщины и Лысовщины поступили петиции в Госконтроль, Правительство и парламент, направленные против новостроя.

Шанс для угасающей деревни

Деревенька Лешница хорошо известна любителям белорусской словесности, поскольку здесь родился знаменитый поэт-фронтовик Алесь Бачило, перу которого принадлежат ставшие хрестоматийными строки: «Радзіма мая дарагая, ты ў шчасці жаданым жыві! Я сэрцам табе прысягаю ў шчырай сыноўняй любві!» Подворья населенного пункта растянулись на добрых три километра по правому берегу петляющей между хлебных нив и гористых перелесков Свислочи. В довоенное время в этом живописном сельском уголке кипела жизнь: игрались свадьбы, строились семейные гнезда, справлялись крестины. С большим миром деревню прочно связывали два бревенчатых речных моста. По ним легко можно было попасть на левый берег к соседям в Ваньковщину и Лысовщину, а там, что называется, и до Минска рукой подать.

За последние три десятилетия малая родина поэта оказалась в числе неперспективных деревень. Один из мостов в годы войны разрушили фашисты, второй отслужил свой век, обветшал и был от беды подальше разобран дорожниками в семидесятых.

Хрупкой соломинкой, спасающей Лешницу от угасания, сегодня служит наскоро сооруженный через Свислочь хлипкий пешеходный мостик. Чтобы попасть на автобусную трассу, соединяющую Минск с деревней Голоцк, местным жителям, кроме незамерзающей даже в лютые морозы реки, приходится преодолевать трехкилометровый путь по занесенному снегом пахотному полю с двумя мелиоративными каналами. Добраться же до Минска на автомобиле можно лишь окружной дорогой, удлиняющей расстояние с 26 до 52—54 километров.

— В 2007 году, когда я возглавила сельисполком, в аварийном состоянии находился уже и пешеходный мостик, — вспоминает председатель Пережирского сельского Совета Елена Зубович. — Пришлось разобрать прогнивший настил и уложить на старые сваи новый. Закрепили его с помощью подвесных тросов. Но это выручило лишь на время. К 2010 году незамерзающие воды Свислочи основательно подмыли старые сваи мостика, и настил стал удерживаться над рекой лишь натянутыми тросами. Люди забили тревогу и подняли вопрос уже не о ремонте пешеходного перехода, а о строительстве добротного моста.

По рассказу Елены Ивановны, в последние годы не было сельского схода, встречи с руководством сельсовета или райисполкома, чтобы жители Лешницы не поднимали эту проблему. С письменными просьбами они обращались в облисполком, Совет Министров, Администрацию Президента, побывали на личном приеме у председателя облисполкома Бориса Батуры. И лед тронулся: в минувшем году были выделены средства и начато строительство.

Штормовые ветры у тихой заводи

Не успели мостостроители забить у берега Свислочи первый колышек, как во все колокола зазвонили члены так называемой инициативной группы, начавшие собирать у жителей Ваньковщины и Лысовщины подписи под жалобами против возведения жизненно важного для Лешницы объекта. Составленные под чью-то диктовку коллективные послания содержали такие «вопиющие факты безразличия» районных и областных властей к интересам простого народа, что мы позволим себе процитировать отдельные выдержки из них.

«Мы, жители деревень Лысовщина и Ваньковщина Пуховичского района, поражены той бесхозяйственностью, с которой пытаются в кризисное время потратить государственные деньги на необдуманный проект — строительство моста через реку Свислочь в наших деревнях, — сообщается в письме, адресованном республиканскому Комитету госконтроля. — Под видом улучшения транспортного сообщения жителей д. Лешница, в которой постоянно проживает не более тридцати человек, чиновники Минской области вдруг решили устроить дорогостоящую стройку моста». Уже первые строки послания настораживают безапелляционной категоричностью и недостоверностью. По данным Пережирского сельсовета в Лешнице сейчас 38 личных подсобных хозяйств и 82 жителя. Однако реально там больше людей, поскольку многие зарегистрированы в Минске. Несколько десятков домов в деревне принадлежат также живущим в столице детям и внукам бывших владельцев. Наследники приезжают сюда в выходные дни и на период отпусков, значит, и они заинтересованы в нормальном транспортном сообщении. К тому же дорога в Минск станет намного короче и для сельчан из других деревень, расположенных на правобережье по течению Свислочи.

Далее в жалобе и вовсе, как говорится, наводится тень на плетень: «Мост и дорога проектируются для последующей разработки карьера на другой стороне реки на пахотных землях, которые находятся в частной собственности, т. е. за счет государственных денег будет построен мост, по которому из частного карьера в последующем будет вывозиться песок».

Такого количества пахотных земель, на которых можно было бы наладить промышленную добычу песка, по словам заместителя председателя Пуховичского райисполкома Иосифа Кучко, в частной собственности в этом регионе сегодня ни у кого нет. А о движении большегрузных самосвалов вообще не должно быть и речи. Согласно проекту, по мосту сможет передвигаться только транспорт не тяжелее маршрутного такси или машины скорой помощи.

По свидетельству Елены Хадыко, управляющей делами Голоцкого сельсовета, на территории которого расположены Лысовщина и Ваньковщина, не все население названных деревень поддерживает авторов писем в высокие инстанции. Люди, которые не живут в непосредственной близи от будущего моста, против строительства не возражают.

Протестующей стороной выступает, прежде всего, группа граждан, которые возвели двухэтажные коттеджи в водоохранной зоне Свислочи и теперь недовольны, что рядом с их «тихой заводью» какие-то местные власти надумали строить мост для простого народа.

Если в своих жалобах владельцы коттеджей выступают якобы радетелями общественных интересов, то на одном из затронувших эту тему интернет-сайтов они, пользуясь анонимностью, уже не скрывают своих истинных целей.

Один из посетителей сайта призывает: «Подумайте о тех, кто приобрел участки в тихом и живописном месте, вдали от дорог, вложил немалые средства, а теперь под окнами будут ездить грузовые машины». Второй автор задает вопрос: «Люди покупали участки вдали от дороги. Всем известно, что земля около дороги стоит гораздо дешевле. Скажите, кому теперь нужен такой участок, где сутками шуруют машины, и во сколько раз автоматически снижается его стоимость?» Что ж, доводы в определенной степени резонные. Но странно, что правоохранительные органы до сих пор не поинтересовались, где и за какие деньги продается земля для строительства в водоохранной зоне?

Мне лично больше импонирует мнение девушки, высказанное на том же сайте, защищающей интересы Лешницы. «Нашим бабушкам и дедушкам, которые проживают там, хочется внимания и ласки со стороны детей и внуков, — пишет она. — Но из-за транспортных неудобств мы не можем их часто навещать. Особенно в весенне-зимне-осенний период… Даже в праздник Радуницы до кладбища предков выходцам из деревни нужно добираться окольными путями и тратить на это уйму времени, хотя находится она рядом с Минском. А насчет того, что дорога будет проходить рядом с забором, то и у нас на протяжении всей деревни, и в Ваньковщине, и в Лысовщине она всегда пролегала вдоль деревни. Так в чем проблема?»

Новые горизонты Лешницы

Приезд корреспондента «БН» жители Лешницы встретили небольшим импровизированным митингом. Здесь уже знали о недружественных шагах владельцев левобережных коттеджей и опасались, что под напором их жалоб стройку могут заморозить, а то и вовсе свернуть. Поэтому, услышав о визите представителя прессы, сельчане поджидали нас в центре деревни, чтобы рассказать о своих тревогах.

— Многие десятилетия мы жили мечтой, что когда-нибудь мост, построенный нашими отцами и дедами в довоенные годы, будет восстановлен, — делится мыслями дальняя родственница земляка-поэта, строки которого цитировались в начале материала, Ирина Андреевна Бачило (по мужу Новикова). — Ведь он связывал не просто два берега, а людские судьбы трех деревень. По нему молодежь бегала на вечерки друг к другу, засылались сваты к невестам, с бубенцами пролетали свадебные тройки… И вот теперь, наматывая километры по длинной окольной дороге, к нам приезжают минские начальники разбирать связанные со строительством моста жалобы, сочиненные нашими соседями из Ваньковщины и Лысовщины. Уверена, что людей просто вводят в заблуждение. Ведь мост нужен не для того, чтобы по нему возили песок, а чтобы мы могли без проблем добраться в районную больницу, чтобы «скорая помощь» не застряла в бездорожье, добираясь в Лешницу. Это наш единственный шанс, чтобы получить нормальное транспортное сообщение с внешним миром.

Присутствовавшие во время нашего разговора начальник участка дорожно-строительной техники ОАО «Мостострой» Департамента «Белавтодор» Михаил Михневич и начальник ДРСУ-169 Геннадий Новальский сообщили сельчанам, что работы на объекте, несмотря на февральские морозы, продолжаются. К концу месяца мостостроители планируют завершить монтаж всех конструкций и открыть пешеходное движение. Подъездные пути для автотранспорта будут подготовлены к лету.

Председатель Пережирского сельского Совета Елена Зубович отметила, что возведение моста придаст новые импульсы развитию деревни. Узнав о скором разрешении транспортной проблемы, две молодые семьи из Минска и Марьиной Горьки уже подали заявки на получение здесь земельных участков для индивидуального жилищного строительства. А с полным вводом моста в эксплуатацию, по мнению Елены Ивановны, число желающих обосноваться в Лешнице будет прирастать. И это вполне в духе времени. Ведь не случайно днями министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов заявил, что при удобной транспортной связи в Беларуси необходимо развивать не только города-спутники, которые обозначены постановлением Совета Министров, но и малые жилые образования.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter