Мост стратегического назначения

Еще совсем недавно необходимость строительства моста через Керченский пролив рассматривалась исключительно в экономической плоскости

Еще совсем недавно необходимость строительства моста через Керченский пролив рассматривалась исключительно в экономической плоскости

Как показатель выгоды этого проекта во всех СМИ «любят говорить» о 450 километрах. На столько сокращался путь из Херсона до Новороссийска.

Почему для примера взят именно этот транспортный отрезок? Херсон – крупнейший в Украине речной порт и один из крупнейших морских портов. Новороссийск – крупнейший российский морской порт. Стоимость проекта оценивалась в 24 млрд рублей в ценах 2010 года, когда в очередной раз решалась судьба грандиозного проекта. В Министерстве транспорта РФ рассчитывали, что строительство моста займет не менее 4–5 лет.

В последних числах января с. г., когда  нынешние события в Украине только набирали обороты, председатель Верховного совета Крыма Владимир Константинов высказал мнение, что мост через Керченский пролив начнут строить УЖЕ (!) в 2016 году. Он ориентировался на соглашение о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив, подписанное президентами России и Украины 17 декабря 2013 года. (Кабинет министров Украины утвердил этот документ.)  Стоимость – от 1,5 до 3 млрд долларов. Все зависит от того, какой окончательный вариант будет принят: тоннель или мост, сообщил вице-премьер-министр правительства Крыма Рустам Темиргалиев. В министерстве экономического развития и торговли Украины подсчитали, что переход окупится через 5–10 лет. Предполагалось софинансирование Украины и РФ на паритетных началах, для чего должно было быть создано совместное предприятие.

По словам правительственного уполномоченного Украины по вопросам сотрудничества с РФ, странами – участницами СНГ, Евразийского экономического сообщества и другими региональными объединениями Валерия Мунтияна, «этот важный инфраструктурный проект будет способствовать обеспечению и развитию надежного и стабильного круглогодичного транспортного сообщения. А для Украины, которая является соединительным узлом между Европой и Азией, между Западом и Востоком, просто необходимо использовать это преимущество».

Однако последние события в Украине в целом и в Крыму в частности заставили российское руководство пересмотреть сроки строительства перехода и, что главное – его значение.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился создать компанию для строительства моста через Керченский пролив. Об этом он сказал на встрече с вице-премьерами 3 марта: «Хотел бы проинформировать вас, что я подписал распоряжение правительства о передаче функций заказчика специальному акционерному обществу, которое будет заниматься этими вопросами. Это акционерное общество создается нашей госкомпанией «Росавтодор».

Распоряжение, по словам Д. Медведева, позволит перевести работу по строительству транспортного коридора в практическую плоскость вне зависимости от текущей политической конъюнктуры. Инженерные изыскания и разработки технико-экономического обоснования работ должны быть завершены к 1 ноября 2014 года.

Не хотелось бы сгущать краски и проводить достаточно гнетущие параллели, но как бы не получилось, что будущий мост станет по сути дела «дорогой жизни» на «остров» Крым. Подобные мысли не случайны, в свете последних действий официального Киева в отношении крымской автономии. Появились сообщения о прекращении продажи железнодорожных билетов в Украине в Крым.

Читатели получат номер нашего еженедельника за три дня до референдума в Крыму. «Более 80% жителей Крыма – за вхождение в состав России. Это данные фокус-групп вчерашнего дня», – заявил в понедельник, 10 марта журналистам председатель Верховного совета автономии Владимир Константинов. Таким образом, будет логично рассматривать вариант жесткой реакции Киева на итоги референдума, вплоть до экономической блокады Крыма. И тогда вполне возможно строительство моста в ускоренном режиме.

 Справка «СВ»

Весной – осенью 1944 года после освобождения Крыма советскими войсками через пролив был построен железнодорожный мост. Однако уже в середине февраля 1945 года сильнейший ледоход с Азовского моря разрушил опоры моста, которые в спешке строительства не были защищены ледорезами.  Восстанавливать мост не стали. Остатки опор мешали судоходству многие годы.

Для замены разрушенного моста в 1953 году была открыта Керченская паромная переправа. Работу переправы обеспечивали четыре железнодорожных парома, к которым позднее присоединились три автомобильных. В начале 1990-х годов железнодорожные перевозки через пролив были прекращены в связи со старением железнодорожных паромов и береговой инфраструктуры. В 2004 году с прибытием новых железнодорожных паромов возобновилась переправа грузовых железнодорожных составов. Пассажирские поезда через переправу не следуют. Пассажирские и автомобильные перевозки паромами не прекращались.

В 2007 году был разработан проект моста, который соединял в себе две железнодорожные колеи, несколько полос автомобильной дороги и пешеходную дорожку. Проект предусматривал также возможность транзита сжиженного газа в цистернах, прокладку нефтепровода, линии электропередачи и даже водопровода в Крым. Длина моста должна была составить 4,5 километра, ширина – 22 метра, высота – 50 метров над уровнем моря. В 2008 году министерство иностранных дел Украины запретило финансировать этот проект из госбюджета до тех пор, пока Киев и Москва не согласуют, где именно по дну Керченского пролива проходит российско-украинская граница.

21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения о строительстве моста через пролив. Мост планировалось построить к Олимпиаде 2014 года, но планам не суждено было осуществиться.

Наибольшая глубина Керченского пролива – 18 метров. Для сравнения: глубина Волги около Саратова вблизи опор автодорожного моста доходит до 33 метров.

Термин «транспортный переход» употребляется в связи с тем, что до последнего времени не было единого мнения, что целесообразно строить – мост или тоннель. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter