Ноябрь 2018-го. Строители на новом мосту.
Самый длинный мост в стране — 888 метров — это еще и самый прямой и короткий путь через Припять, которая разделяет район надвое. Других мостов поблизости нет, а объезд — почти 250 км через Мозырь и еще дальше — через Пинск. Первыми на помощь пришли военные, наладив понтонную переправу. Впрочем, было ясно, что этого недостаточно. А когда начался шугаход, понтоны сорвало с креплений и снесло по течению. Единственным способом переправы оставались катера МЧС.Позже понтонную переправу восстановили, но трудности все равно возникали. То ледяной затор, для преодоления которого понадобился ледокол, то подтопление подъездных путей паводковыми водами. Весной заработал паром, построенный на Пинском судостроительно–судоремонтном заводе. За раз он перевозит полдесятка фур, 20 легковых автомобилей и 50 пассажиров.
И вот поручение Президента выполнено. У начальника участка МСУ–4 ОАО «Мостострой» Дмитрия Гурского, который непосредственно руководил работами, есть повод гордиться — за себя и за подчиненных. Однако, как и все, кто привык больше делать, чем рассказывать, он немногословен. Масштабы работ описывает лаконично:
— Самая быстрая стройка страны в этом году. Тяжелее всего было вложиться в поставленные сроки. Ребята трудились сутки напролет — понимали, насколько это важный для всех объект.
Поврежденный пролет заменен на конструкцию из стали. Монтировали ее, продвигаясь от центра в обоих направлениях. Сварку осуществляли «трактора». Так на сленге называют автоматические сварочные машины. Безупречный шов, и скорость, которая не по силам человеку. Происходящее напоминало сборку гигантского конструктора, которая шла круглые сутки.
Многого из сделанного сейчас в 1985 году, когда строили мост, не было. А технологические недоработки ускорили разрушение арматуры. Ныне задача противостояния коррозии не менее актуальна. Специалисты уверяют, что при надежной защите металла и надлежащей эксплуатации мост прослужит сто лет.
Этапы большого строительства
Декабрь 2017-го. На мосту обнаружили повреждения. Движение транспорта было остановлено.
Понтонную переправу через Припять делали дважды — в декабре 2017-го и марте 2018-го.
Май 2018-го. Старый мост взорвали.
Август 2018-го. При возведении нового моста были применены самые современные технологии.
Понтонная переправа, которую обслуживает МЧС, очевидно, «доживает» последние дни. Автомобилистам есть что вспомнить. Семья Андреевых едет из Житковичей в левобережный Туров. Водитель Богдан похлопывает по рулю видавших виды «Жигулей»:Понтонную переправу через Припять делали дважды — в декабре 2017-го и марте 2018-го.
Май 2018-го. Старый мост взорвали.
Август 2018-го. При возведении нового моста были применены самые современные технологии.
— Досталось машине. Дорога плохая — подвеска разбита. Бывало, застревали на переправе, иногда стояли долго. Как узнал, что мост открывают — настроение сразу поднялось! Сюда уже, наверное, последний раз едем.
Водитель хлебовоза Михаил Мастич также не скрывает эмоций:
— В первое время полный завал был. Не успеваешь по графику хлеб привезти — покупатели скандалят. А что я сделаю, если два часа пути добавилось? А у меня 25 магазинов, детские сады, школы в маршруте. Сейчас хоть нормально работать начну.
Пропуская вереницу авто, дожидаемся зеленого светофора. И так же медленно возвращаемся на левый берег. В прибрежной деревне Борки настроение у местных жителей приподнятое. Пенсионер Василий Юнчиц по выходным ездит в Туров в церковь:
— Как мост закрыли — тяжело стало. И для машины вредно. Едешь и слышишь, как гравий по днищу стучит. Пыль иногда такая, что ничего не видно. Если фура навстречу, на обочину съезжаешь и еле–еле ползешь. Ну, теперь закончились мучения! А строителям — дай бог здоровья! Им вообще памятник нужно поставить.
Коротающая время на лавочке Ольга Пешевич находит в благополучном завершении строительной эпопеи и другие положительные моменты:
— Еще и дорогу нам сделали! Даже тротуар, которого не было. Шумно, конечно, машины одна за другой — и большие, и малые — не привыкли мы к такому. Но сейчас вот ездить перестанут, а дорога–то останется. Нам хорошо!
Старушка улыбается. Это типичная реакция жителей в Житковичском районе, когда заходит разговор об открывшемся мосте. Трудности позади. Настоящий праздник!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Савич, заместитель председателя Житковичского райисполкома:
— Самыми напряженными выдались первые месяцы после закрытия моста, пока все налаживалось. Благодаря взаимодействию и слаженной работе последствия ЧП удалось минимизировать. Министерство обороны, МЧС, министерство транспорта, строители, дорожники, органы власти — сложно найти структуру, которая бы прямо или косвенно не участвовала в этой работе. Все мы не только выдержали серьезное испытание, но и получили огромный опыт того, как действовать в подобных нештатных ситуациях.
prolesk@sb.by