Мост из «лего»

Связка «наука — бизнес» пока еще по-настоящему не работает

Труден ли путь от научной идеи до производства?

К созданию технологии КНЭСК кандидат технических наук, доцент Белорусско-Российского университета Игорь Кузменко шел несколько долгих лет. Расшифровывается аббревиатура так: композитный несущий элемент строительных конструкций. Проще говоря — своего рода модуль из металла и бетона, позволяющий усилить плюсы каждой составляющей. Для наглядности его можно сравнить еще и с конструктором «Лего» — только для «взрослого» строительства.

— Эта идея — результат совместной работы с профессором Московского университета путей сообщения Владимиром Фридкиным, а также студентами и аспирантами БРУ, — уточнил Игорь Михайлович. — Мы запатентовали разработку в Беларуси и России.

Чтобы заявить о своем детище, авторы «бомбардировали» научные и популярные издания, а сделанный для наглядности макет модуля исколесил, считай, полмира. Но в практической плоскости инновационная идея нашла применение спустя почти десяток лет. Построенный на ее основе в Могилеве небольшой пешеходный мост через реку Дубровенку стал реальным воплощением в жизнь научной конструктивной мысли.

— В чем преимущество предлагаемых нами технологий? Во-первых, это существенная экономия средств при строительстве уникальных сооружений. Во-вторых, простота в изготовлении — по сути, такое производство можно наладить на многих белорусских предприятиях, причем конструктивные формы могут быть самыми разными. В-третьих, они позволяют сократить сроки строительства, а эксплуатации — увеличить, к тому же вести работы в любое время года, — перечислил Игорь Кузменко.

Новый, более масштабный шаг вперед в деле применения инновационного проекта был сделан уже в сотрудничестве с республиканским предприятием «Мостострой». Альянс могилевских, московских ученых и минских практиков порадовал не только их самих, а и жителей столицы. «Модульный» путепровод на станции Минск-Северный доказал: у инновационной технологии КНЭСК — большие перспективы. К слову, первая очередь путепровода, собранного из железобетонных «лего», проложена также по улице Полесской в Гомеле.

— Это говорит о том, что республика может экспортировать не только кирпичи, цемент или гравий, но и вполне востребованные рынком технологии, — отметил Игорь Кузменко. — Более того, высочайшая степень герметичности позволяет применять КНЭСК даже в атомной промышленности — например, при возведении хранилищ для радиоактивных материалов.

Увы, такое плодотворное сотрудничество ученых и производственников получается далеко не всегда.

— К сожалению, у нас нередко производство живет своей жизнью, а научные проекты — своей. Соответственно, потраченные на их разработку средства уходят в песок. Если бы инициатива шла от практиков — и финансовый поток, разумеется, тоже был бы перенаправлен с таким учетом, — эффект наверняка был бы большим, — считает директор ОАО «Бобруйсксельмаш» Александр Расин.

Директор ОАО «Славянка» Теймураз Бочоришвили уверен: внедрение новинок от ученых идет легче, если их можно увидеть не только на бумаге. К примеру, предприятие нашло необычное решение такой проблемы, как защита от излучения мобильных телефонов. Материал, способный создать барьер на пути подобных излучений, изобрел еще бундесвер — в военных, разумеется, целях. По их аналогу такие полотна сейчас выпускает Витебский комбинат шелковых тканей. А «Славянка» — использует в качестве защитной прокладки в карманах пиджаков. 

Некоторые ученые считают, что изобрести что-то — малая толика всего процесса. Куда сложнее двигать свое детище дальше. И, конечно, в эпоху рыночной экономики для таких целей разумно создать некую структуру менеджмента, которая этой задачей и займется.

— Есть такое мнение, — признал генеральный директор ЗАО «Технологический парк Могилев» Василий Молочков. — Но даже не в отсутствии менеджмента зарыта проблема. Надо честно признать, что инновационный процесс буксует в целом и связка «наука — бизнес» пока еще по-настоящему не работает. А виноват в этом прежде всего наш менталитет: тех, кто создает правовые и экономические условия для инновационной деятельности и кто в этом процессе участвует. Да, есть определенные бреши в законодательной базе. Но и тогда, когда хороший, прогрессивный законодательный акт появляется, его исполнение зачастую просто удивляет.

Отсюда, считает Василий Молочков, вытекает еще одна важная причина «пробуксовки» — недостаток квалификации и подготовки участников инновационного процесса.

— В сфере IT-технологий, приборостроения, радиоэлектроники остро не хватает квалифицированного персонала. А выпускники вузов таковыми не являются: их нужно тщательно отбирать, а потом еще много работать, прежде чем они станут интеллектуальной ценностью компании, — подчеркнул он. — Потому инвестировать прежде всего надо в людей, а уже потом в машины. Человеческий капитал — вот что самое ценное. Решение этих вопросов потребует и времени, и сил. Но будет и результат. А потенциал — талантливая, ищущая, работоспособная молодежь — у нас есть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter