Владимир Меньшов: в Беларусь я влюбился в 1980 году, когда приезжал сюда показывать свою картину «Москва слезам не верит»

Москва слезам не верит

Кинофестиваль «Победили вместе» пройдет в Севастополе в 16‑й раз. В этом году он посвящен 75‑летию Великой Победы. Почетный президент форума, режиссер‑оскароносец Владимир Меньшов сегодня гость «СОЮЗа».

— Владимир Валентинович, сейчас пытаются пересмотреть итоги Великой Отечественной войны. Как этому противостоять?

Вера Алентова и Владимир Меньшов недавно отметили золотую свадьбу и не скрывают, что однажды им пришлось разойтись на целых четыре года.
АЛЕКСАНДР КУРОВ / ТАСС
— Для молодежи надо придумывать новые формы подачи материалов о войне. Память человеческая короткая, и наш фестиваль помогает сверить часы. Лучшие фильмы фестиваля покажут в Музее Победы на Поклонной горе в Москве.

— Помню, как вы с супругой Верой Алентовой вышли на сцену премии МТV, чтобы вручить награду фильму «Сволочи» о детях‑камикадзе в годы войны. Вышли, встали перед зрителями и сказали, что вручать награду не будете, так как в фильме рассказана неправда.

— Я сказал, что этому фильму пусть вручает награду Памела Андерсон.

— Вы пятый год президент фестиваля...

— Он за это время превратился в крупнейший смотр киношкол. В рамках фестиваля пройдет питчинг международных кино‑ и телепроектов, в котором примут участие и кинематографисты из Беларуси. Мы не воспринимаем коллег из СНГ как иностранцев. А белорусов и украинцев я считаю своими тем более. Наша дружба круглосуточная.

— А каким будет ваше личное участие в фестивале?

— Я проведу свой творческий вечер и покажу киноленту «Зависть богов».

— К 100‑летию ВГИКа вы сняли фильм. Его тоже покажете?

 — Да. Тут есть своя история. К 50‑летию ВГИКа мне поручили снять фильм.

Я начал работать, подбирался очень интересный материал. Но тут у меня произошел конфликт с Тамарой Федоровной Макаровой (супруга Сергея Герасимова. — Прим. авт.). Она усмотрела некую насмешку над своим мужем. Когда нынешний ректор ВГИКа Владимир Сергеевич Малышев услышал мою историю, то сказал: «Что ж, будешь снимать фильм к 100‑летию вуза». И вот вместе со своими учениками я снял фильм «ВГИК‑100». С архивными кадрами репетиций и экзаменов, фрагментами кинолент, воспоминаниями легендарных кинодеятелей и даже «ожившими скульптурами». На премьере во ВГИКе появление на экране каждого нового героя публика встречала аплодисментами, многие не скрывали слез.

— Вы преподаете во ВГИКе режиссуру и актерское мастерство. Скажите, трудно сегодня пробиться выпускнику?

— К моему удивлению, пробиваются! Хотя, конечно, никому не хочется уезжать из Москвы. Режиссура поэтому есть только в Москве и Питере. Надо создавать киностудии в Сибири, на Дальнем Востоке... Стажироваться в Беларуси и Казахстане, а не в Европе.

— Чему учите своих учеников?

— Отношению к жизни. Если личность с принципами, то принципы потом прорастут в кино. Я был непримиримым максималистом, но такая прививка справедливости и честности просто необходима в юности.

— В 2017 году вы стали обладателем специальной премии Президента Беларуси Александра ­­Лукашенко «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве», которую вам вручили на Минском международном кинофестивале «Лiстапад».

— В Беларусь я влюбился в 1980 году, когда приезжал сюда показывать свою картину «Москва слезам не верит». Шефство надо мной взял Виктор Туров, замечательный режиссер. Я даже раз заночевал у него и разговаривал с его мамой, которая во время войны была в партизанском отряде. И за одну эту ночь она рассказала мне столько страшного и святого...

— В 1976-м вышел ваш первый фильм — школьная мелодрама «Розыгрыш».

— Сценарий пылился в архиве «Мосфильма» как бесперспективный, я стал единственным, кого он заинтересовал.

— Получилась очень симпатичная музыкальная история.

— Картина стала лидером проката, за нее дали Государственную премию. Мои фильмы выходят редко — раз в десять лет. В последний раз я решил снять кусок фильма, чтобы показывать его и продвигать дальше. Думал, что он произведет впечатление и олигархи дадут денег. Оператором был Вадим Юсов. Но сколько этот материал я ни показывал, бомба так и не разорвалась.

— А что Владимир Меньшов делает, когда не снимает кино?

— Работаю актером.

— Вы сыграли роль Гесера в ленте Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор». Что можете сказать о нем?

— Он серьезное явление в нашем кинематографе. Настолько серьезное, что его переманили американцы и дают снимать полнометражное кино. Его фильм «Профайл» стал победителем Берлинале‑2018.

— На вручение «Оскара» вы не ездили.

— Я в то время был невыездным, поэтому не только не смог пройти по красной дорожке в Лос‑Анджелесе, но и о самом присуждении премии узнал из программы «Время». В 1985‑м мне дали на сцене подер­жать в руках статуэтку, а потом я должен был вернуть ее. Попросил у зала разрешения хоть на одну ночь оставить награду дома. Зал ответил: «Да, да!» И я статуэтку взял и... не вернул!

— Как‑то отмечали такую престижную награду?

— Нет! У нас фильм приняли неприязненно.

— А чем он покорил американцев?

— Они увидели не ту Россию, которую представляли. Для западных зрителей картина стала ключом к пониманию советской действительности. Говорят, что Рональд Рейган восемь раз пересматривал фильм, чтобы подготовиться к предстоящей встрече с Горбачевым.

На роль подруг Владимир Меньшов пригласил актрис Ирину Муравьеву и Веру Алентову.
МОСФИЛЬМ

— Не приходила ли вам мысль снять «Москва слезам не верит — 2»?

— Нет, но возникает регулярно у других. Я не очень верю в то, что это может получиться.

— Вы заслужили статус народного режиссера. «Москва слезам не верит» собрала у экранов кинотеатров более 84 миллионов зрителей, заняла в прокате второе место, уступив лишь «Пиратам XX века». Как вы вышли на эту жилу?

— У меня деревенские корни. Я хорошо знал и жизнь рабочего общежития, и стройки.

— У вас был трудный путь в профессию.

— После школы работал на шахте в Воркуте, на заводе в Астрахани, год был моряком на водолазном катере. Удалось поработать на земле, под землей и под водой. Но мечта была одна — поступить во ВГИК. Я всегда ощущал себя немножко белой вороной в своем окружении до тех пор, пока не попал в артистическую и творческую среду. До этого мне казалось, что живу не своей жизнью. Так оно и оказалось. Я в себе нахожу многое от отца. (Валентин Меньшов был первым помощником капитана. — Прим. автора). Родители по‑другому жили, по‑другому воспитывались. Отец был военным, мы переезжали с места на место, и устроенной нашу жизнь никак нельзя было назвать: снимали углы в разваливающихся деревянных домишках, с удобствами во дворе и водопроводом на улице. Но в детстве все это кажется второстепенным. Та среда, в которую я стремился, меня отталкивала. А я стремился туда не ради карьеры.

— Вы считаете себя счастливым человеком? Ведь вы снимаете фильмы, которые пользуются большой народной любовью.

— Нельзя постоянно произносить эти слова, но мне очень дорого, что я при жизни узнал, что меня любят. Уже 44 года длится любовь к фильму «Розыгрыш», 41 год — к картине «Москва слезам не верит», более 35 лет — к ленте «Любовь и голуби». Думаю, придет время и фильма «Зависть богов». У меня есть все основания считать, что жизнь прожита с пользой.

Татьяна Хорошилова.

sh@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter