Будущее «Москвы»: знаковый кинотеатр БССР имеет шанс вернуться к малоизвестным истокам

«Москва» не сразу строилась

Одна из архитектурных легенд БССР, вошедшая во всемирный архитектурный перечень советского модернизма, в скором времени может предстать в совершенно новом облике. Городской архитектурный совет Минска рассмотрел предварительное проектное решение реконструкции крупнейшего кинотеатра белорусской столицы — «Москвы». Архитекторы предлагают сделать его многозальным, с широким и асимметричным фасадом из стекла и металла. И мало кто знает, что примерно таким он и задумывался полвека назад.

Современный вид
Фото автора

Этот кинодворец появился в нужном месте и в нужное время. На самой фешенебельной минской улице — Парковой магистрали (ставшей позже проспектом Машерова, а ныне Победителей), являвшейся местом вечернего променада молодежи — основного зрительского контингента. Этот променад манил в 1980-е годы многих, сюда охотно ехали со всех минских окраин. Слева, если стоять лицом к «Москве», будоражили воображение плотно задернутые красные шторы валютной «Березки», сквозь щели которых или через плечо швейцара в открывшихся на пару секунд дверях можно было мельком увидеть мраморные полы, дивные шубы и потрясающую музыкальную технику из Японии и ФРГ. А дальше вдоль дороги, разбавленные административными высотками, шли уже вполне доступные для каждого магазины.

Справа же от кинотеатра, в ста метрах, по вечерам полыхала огнями интуристовская гостиница «Юбилейная» — с мелодично играющими и звенящими жетонами «однорукими бандитами» в пропахнувшем дорогой парфюмерией и ароматным заграничным табаком вестибюле, с невиданными сувенирами в киоске и опять-таки валютным баром. Чуть дальше, на холме, за министерским комплексом, примостилась вторая интуристовская цитадель — только-только построенная к Олимпиаде-80 гостиница «Планета». А прямо напротив кинотеатра, через дорогу, практически ежевечерне глотал зрителей широко распахнутой «пастью дракона», как порой называли его фасад, знаменитый на весь СССР и повторенный позже в Волгограде и Челябинске наш Дворец спорта.

Задуманный как главный фестивальный кинотеатр республики, этот кинодворец стал одной из основных площадок Минского международного кинофестиваля «Лістапад» и даже имел собственные флагштоки.

Такая концентрация знаковых для города и республики в целом объектов предопределила и особый, интернациональный, состав прохожих на Парковой магистрали. Диковинные в те годы иностранцы здесь были обыденным явлением, как и прославленные советские спортсмены, белорусские чиновники, форсящая обновками молодежь, да и просто минчане всех возрастов. Неудивительно, что и появившийся тут первый в БССР широкоформатный кинотеатр, построенный по индивидуальному проекту, был просто обречен на популярность и любовь публики.

Не раз бывал здесь в 1980-е и автор этих строк, сам всю жизнь живущий близ другого минского кинотеатра. Но даже билет в баснословные 50 копеек (при 5—10-копеечных билетах в другие кинотеатры) подчеркивал особенность «Москвы». Этот кинотеатр, как и «Октябрь», в газетных афишах неизменно указывался первым, вопреки алфавитному принципу. Да и был таковым по своей сути. Грандиозные вестибюли, мозаичное панно в холле, выполненные из прозрачных трубок и походящие на полярное сияние светильники, потрясающий кофе глясе во вполне себе «иностранных» буфетах и мягкие алые бархатистые кресла в огромном зале — все это создавало неописуемо приятное чувство причастности к чему-то красивому, роскошному и в то же время — своему. Для Минска «Москва» стала не просто кинотеатром — она стала явлением.

Причем явлением, несмотря на название, целиком белорусским. «Москву» проектировали архитекторы «Белгоспроекта» Виктор Крамаренко, Владимир Щербина и Михаил Виноградов, а возводили строители треста № 7 комбината «Минскстрой». Во время строительства в новом архитектурном комплексе, помимо собственно кинотеатра, планировалось размещение музея, демонстрирующего фотографии и кинодокументы, посвященные городу-герою Москве и киностудии «Мосфильм». Хотя десятью годами ранее планы были еще амбициознее. Но в итоге кинотеатр получился с залом на 1070 мест и вторым на 260, в котором разместился Театр-студия киноактера. Комплекс был рассчитан не только на показ кинофильмов, но и на проведение конференций и концертов, имел выставочный и лекционный залы, флагштоки у фасада — международные мероприятия были здесь не редкостью. Он оказался столь удачным, что даже упомянут в созданном в Великобритании всемирном архитектурном перечне объектов советского модернизма.

Однако времена меняются, в том числе и для киноиндустрии. С появлением новых технологий, домашних кинотеатров и развитием интернета большие городские кинотеатры утратили прежнюю сакральность и вступили в отчаянную борьбу за выживание. Пять лет назад минская «Москва» претерпела масштабную реконструкцию: 1 мая 2014 года она предстала перед минчанами и гостями столицы цифровым кинотеатром с кассовыми терминалами, удобными испанскими креслами в 700-местном зале, широкими проходами между рядами и подсветкой ступенек. И даже с VIP-ложами и диванчиками, позволяющими смотреть фильм практически полулежа.

— Количество мест несколько уменьшилось, но зато зрителям здесь будет намного комфортнее. Мне думается, что со временем наш кинотеатр будет одним из самых лучших в Минске, — говорил тогда журналистам его директор Александр Литвинович.

В минувшую субботу я побывал в «Москве» на дневном сеансе. И покинул кинотеатр в изрядно расстроенных чувствах. Легендарный кинодворец сохранил и свой прежний советский лоск, и свою фешенебельность, и вызвал немало теплых воспоминаний из детства. Зрительный зал оказался действительно еще более удобным, чем я его помнил, а фильм — о легендарном футбольном вратаре Льве Яшине — замечательным. Однако зрителей в зале было всего человек 15—20 на 700 мест. И необходимость перемен стала просто очевидной.

Проект нового кинотеатра.

Воспринятые же поначалу в штыки эскизы возможной реконструкции, под стать развернувшейся на интернет-форумах критике, сегодня уже не кажутся вопиющими. Поразительно, но, как показало знакомство с архивами, примерно такой — легкой и стеклянной — «Москва» и задумывалась первоначально, еще в советские времена, за десять лет до своего появления. Публикации газеты «Вечерний Минск» за 1970 год сообщали, что будущий трехзальный (!) кинотеатр должен был занимать второй этаж «оригинального сооружения легкой, воздушной формы». На первом этаже собирались открыть магазин спорттоваров — довольно логично, учитывая расположенный напротив Дворец спорта. Так что, как это ни парадоксально, стеклянно-металлический вариант реконструкции можно рассматривать не только как модернизацию знаменитого кинотеатра. Это еще и возвращение его к историческим истокам.





Разные судьбы

В столице СССР кинотеатр «Минск», построенный по типовому проекту, появился в начале ­1970-х годов в районе Кунцево. Он вмещал одновременно 1200 человек в основном зале, а также здесь были кафе и банкетный зал. Московский «Минск» закрылся в 2005-м. 
КОМПЕТЕНТНО

Виктор Крамаренко, архитектор:

— В монолитных конструкциях здания происходят необратимые изменения. В 2012 и 2013 годах институт НИПТИС и «Стройреконструкция» проводили обследование кинотеатра, и на основании их выводов «Белгоспроект» сделал заключение: реконструкция с применением существующих конструкций может привести к возникновению аварийной ситуации. Какими бы ни были амбиции у меня и других авторов, но проблему безопасности игнорировать нельзя. Новое решение позволит исключить любые риски и даст городу архитектуру, соответствующую статусу места.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter