Каковы реальные результаты встречи Лаврова и Трампа

Москва и Вашингтон: разрядка для ума

Россия и США сделали шаг навстречу друг другу. В Вашингтоне состоялась встреча министра иностранных дел Сергея Лаврова с президентом Дональдом Трампом и госсекретарем Рексом Тиллерсоном. Визит главы российского МИД стал своего рода ответом на недавний вояж Тиллерсона в Москву. Кроме того, была внесена окончательная ясность в вопрос, когда же наконец состоится встреча лидеров двух государств. Как и предполагалось, она пройдет в июле во время саммита G20 в Гамбурге.

Фото newsland.com

Если апрельская поездка Тиллерсона в Москву была призвана внести разрядку в российско-американские отношения после американской ракетной атаки по авиабазе в Сирии, то визит Лаврова в Вашингтон окончательно продемонстрировал, что стороны по-прежнему полны решимости вывести двусторонние отношения из того тупика, в который их загнала администрация Обамы. По итогам переговоров Трамп отвесил Лаврову комплимент, назвав его «деловым человеком». Лавров, кстати, во время брифинга сказал журналистам про Трампа совершенно такие же слова.

Подробности переговоров не разглашаются, и, очевидно, они носили подготовительный характер накануне встречи двух президентов. Однако, судя по реакции Дональда Трампа, который охарактеризовал свою встречу с господином Лавровым как «очень хорошая», разрядки как необходимого условия для дальнейших контактов все-таки удалось достичь.

Впрочем, обольщаться насчет возможностей российско-американских отношений при Трампе вряд ли стоит, и никакой «большой сделки» между Вашингтоном и Москвой, скорее всего, не будет. Вместе с тем Трамп действительно пытается изменить формат взаимоотношений с Москвой, лишив его того накала идеологизированности, который был задан предыдущей администрацией. Начиная с 2014 года взаимоотношения с Россией стали едва ли не главной темой американской внешней политики, когда Москва была определена как одна из главных угроз не только для США, но и для всего «свободного мира». Именно с этого времени «российская угроза», гибридные войны и кибератаки, якобы организуемые Кремлем, прочно прописались в западном медиапространстве.

Трампу такой подход чужд, и он хотел бы сместить акценты как внутренней, так и внешней политики США на другие темы. В рамках протекционистского курса, предлагаемого Трампом, намного более значимыми оказываются отношения с Китаем и Мексикой. На Ближнем Востоке американский президент хочет вернуться к традиционному союзу с Израилем и Саудовской Аравией. По большому счету, в политической повестке Трампа Россия не играет большой роли, и он хотел бы избавиться от российской темы, навязываемой ему в качестве основной. Нормализация отношений с Москвой необходима ему в первую очередь для установления определенных «красных линий», которые обеспечили бы минимальное пересечение взаимных интересов двух стран.

Некоторые шаги в этом направлении администрация Трампа уже сделала. В частности, было анонсировано резкое сокращение финансирования организаций наподобие USAID, занимающихся «поддержкой гражданского общества» в Восточной Европе и постсоветских странах. Очевидно, этим жестом США демонстрируют стремление снизить свою вовлеченность в дела этого значимого для России региона. Со своей стороны от России в Вашингтоне ожидают ответных шагов в Сирии.

Вероятнее всего, основной темой переговоров Путина и Трампа как раз и станет установление «красных линий» в Восточной Европе и Сирии. Впрочем, успешность этих переговоров неочевидна, поскольку фундаментальные противоречия сохраняются и устранить их ни Москва, ни Вашингтон не в состоянии. Более того, по Сирии позиции Москвы и Вашингтона после ракетных атак и возобновления жесткой антиасадовской риторики оказались даже дальше, чем были в последние месяцы администрации Обамы. Кроме того, «новому курсу» Трампа в отношении России активно противятся как в Европе (особенно в Восточной), так и внутри самих США. Трампу по-прежнему не удается избавиться от шлейфа обвинений в связях с Россией, которые якобы сыграли роль в его победе на президентских выборах. Неожиданное увольнение главы ФБР Джеймса Коми, который как раз занимался расследованием дела о вмешательстве российских хакеров в американские выборы, вполне может спровоцировать политическое землетрясение, которое еще больше ослабит позиции Трампа и ограничит его возможности в отношениях с Москвой.

vs.shimoff@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter