Москва и Вашингтон меряются ракетами

О конференции по безопасности в Мюнхене

В свое время откровенная речь Владимира Путина на конференции по безопасности в Мюнхене вызвала шок у мировой военной и дипломатической элиты. То выступление, которое в прессе было названо «Мюнхенской речью», свидетельствовало: Москва утверждается, держась в международных делах все более уверенно и самостоятельно.


На этот раз российский премьер–министр в столицу Баварии не приехал, видимо, не рассчитывая повторить успех... Увы, в эти дни не Россия была главным объектом внимания в Мюнхене. Внимание всего мира приковано к драматическому диалогу Соединенных Штатов с Китаем, а допустим, с Ираном США уже набрали критическую массу упреков. Что же касается Кремля, то сильной конкуренции для Запада в сфере безопасности он не создает. С одной стороны, это и хорошо, а с другой — когда ты такой вот непроблемный партнер, есть соблазн тебя просто проигнорировать...


В общем, Соединенные Штаты не отказываются от создания ПРО в Восточной Европе. Изменено лишь время и место дислокации — система появится в Румынии к 2015 году. А до появления первых наземных объектов берега Европы, в том числе Черноморское побережье, будут патрулировать корабли ВМФ США с ракетами–перехватчиками на борту.


Президент Румынии Траян Бэсеску уже заявил о полной поддержке американских планов. При этом он сделал одно уточнение: «Эта оборонительная система не направлена против России». Адресатом новой ПРО и в Вашингтоне, и в Бухаресте называют Иран. Впрочем, то же самое говорили о противоракетах в Польше и радаре в Чехии...


«Сложившийся баланс сил в регионе коренным образом изменится не в нашу пользу, — считает бывший командующий Черноморским флотом Виктор Кравченко. — С военной точки зрения утверждения, что объекты на юге Европы не несут угрозы интересам России, по меньшей мере лицемерны».


«Безусловно, это оружие способно в значительной степени девальвировать способность России в области ядерного сдерживания, — вторит ему главный редактор журнала «Национальная оборона» полковник Игорь Коротченко. — Речь идет о размещении в Румынии до 2015 года наземного варианта системы «Иджис», которая предполагает использование новых ракет SM–3». По его мнению, эти противоракеты по мере их модернизации смогут перехватывать российские межконтинентальные баллистические ракеты.


Высказывается и другая точка зрения. Президент московского Института стратегических оценок Александр Коновалов считает, что эти ракеты–перехватчики по своим техническим параметрам никак не могут представлять опасность для России. «Изначально они разрабатывались под морское базирование и имеют куда меньший радиус действия (500 километров), чем те, которые предыдущая администрация собиралась разместить в Чехии и Польше», — рассуждает он.


Бывший начальник научно–исследовательского института при министерстве обороны России, занимающегося стратегическими вооружениями, генерал–майор Владимир Дворкин тоже оптимистичен: «В любом случае появление базы ПРО в Румынии ничем не угрожает потенциалу ядерного сдерживания России из–за географического расположения, далекого от гипотетических траекторий наших межконтинентальных баллистических ракет».


Однако за всеми этими техническими дискуссиями эксперты предлагают не упустить главное: Обама не отказывался от планов по созданию ПРО. Он их слегка скорректировал, чтобы подчеркнуть: система нацелена на Иран. Российский ядерный потенциал если и является целью, то лишь потенциальной. Но в любом случае становится все более очевидно: Вашингтон сегодня не особо считается с мнением Москвы во внешней политике.


В Москве же, мне кажется, долго выдавали желаемое за действительное. Занятной иллюстрацией к этому стал один новостной сюжет Первого канала. Блоггеры обратили внимание на неправильный перевод, сделанный журналистами. Согласно Первому американский президент сказал: «Принимая свое решение, мы учитывали, что наша программа противоракетной обороны в Европе абсолютно не соответствовала российским интересам». На самом деле он заявил совсем другое: «Мы неоднократно и ясно давали понять России, что ее озабоченность относительно наших противоракетных программ была полностью необоснованна». Почувствуйте разницу...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter