Автоподставы: по каким схемам действуют аферисты

Мошенники с большой дороги

Автомобиль — не роскошь, а средство постоянных трат. И дело не только в штрафах и поломках. Порой водитель одного автомобиля подстраивает аварию в надежде сорвать денег с не подозревающего подвоха виновника ДТП. Особенно широко подставы практиковались в 1990-х годах. На дорогах появились первые красивые и отнюдь не дешевые иномарки, многие жулики считали едва ли не правилом хорошего тона подставить свой видавший виды жигуленок, и под маркой разборок с виновником ДТП если не машину “отжать”, то уж выдоить из бедолаги приличную сумму компенсации. Времена вроде бы сейчас стали более спокойными, однако автомошенничество как вид заработка или, на худой конец, приработка в прошлое все не уходит. Так во что же может вылиться банальная дорожная “притирка”?



Статистики поддельных аварий не существует

Любопытное наблюдение. Интернет ломится от видеороликов, фиксирующих удачные и не очень попытки автоподстав. И далеко не все ролики — плод искусного монтажа. А вот работники Госавтоинспекции подобных случаев припомнить не могут. Например, начальник отдела дознания по ДТП УГАИ ГУВД Мингорисполкома Владимир Гайшун в системе работает с 1981 года. Казалось бы, повидал всякого. Но и ему подобные случаи разбирать не приходилось. Хотя наличия их он вовсе не отрицает:

— Давайте я буду оперировать понятием “спровоцированное ДТП” вместо автоподставы? Так вот, умело подстроенная авария, по замыслу автора, ни в коем случае не должна стать известна работникам Госавтоинспекции. Иначе весь смысл операции теряется: с глазу на глаз с “виновника” вытрясти энную сумму уже не получится. Поэтому и сведений о подобных инцидентах у нас быть не может. Как говорится, нет ДТП — нет и дела.

Провокации случаются сплошь и рядом, классический пример — “учителя” на дорогах, сначала обгоняющие, а затем резко тормозящие. В этой ситуации лучший выход — либо успеть среагировать и избежать столкновения, либо вызвать ГАИ. В обоих случаях “развод” сорвется. Иное дело подстроенный наезд на пешехода, когда водитель в шоковом состоянии помнит лишь о суровой ответственности за подобное прегрешение.

Март 2015 года. Город Кобрин. Официально зафиксировано как минимум 2 попытки поддельного ДТП. По информации пресс-службы ГАИ Брестской области, в милицию позвонили молодые люди и заявили, что их на пешеходном переходе сбил автомобиль. Выехавшие на место происшествия сотрудники ГАИ не обнаружили у пешеходов травм, а на якобы сбившем их “Фольксвагене” — повреждений. Милиционерам водитель пояснил, что один из парней внезапно бросился ему под колеса, а затем стал вымогать деньги. ДТП зафиксировано не было, так как не было признаков столкновения.

Молодежь на этом не успокоилась. Спустя некоторое время один из них вновь повторил трюк, прыгнув на капот “Дэу”. При этом, наученный предыдущей неудачей, ударился лбом, а затем помял машине капот и разбил радиатор. И вновь после инцидента ребята предложили водителю “разобраться на месте без ГАИ”.

Представьте, что в подобную ситуацию попали вы, автомобилист с большим стажем. У вас годами формировались установки (очень, кстати, правильные установки!), что “пешеход всегда прав”, “машина лишь железо, а здоровье и жизнь бесценны” и так далее. В сводках новостей вы регулярно читаете о несчастных случаях с пострадавшими и наказаниях — огромных штрафах, лишении водительских прав, реальных тюремных сроках. Как поступите в случае, если случайно “сбили” человека: дадите ему “пару копеек” или будете ждать людей в погонах? Вероятно, многие пойдут по первому пути. А зря.

К слову, автоподстава в Кобрине стала достоянием гласности лишь по единственной причине — она не удалась. “Пострадавшие” угодили в милицию по статье “Хулиганство”. А ведь могли и подзаработать!

Владимир Гайшун — сам автомобилист с большим стажем — отлично понимает, как пугаются водители инцидентов с пешеходами. Но во всех случаях советует вызывать ГАИ, а до этого с обвиняющей стороной вообще в диалог не вступать. Причем совет такой дает не из-за того, что сам работает “в системе”:

— Наши водители должны понимать, что вопреки распространенному мнению пешеход прав не всегда. У нас бывают даже смертельные случаи с участием пешеходов, когда мы оправдываем водителя. Хуже, если в панике автомобилист начинает заниматься самодеятельностью.
Потерпевшие порой становятся вымогателями

Октябрь 2013 года. На мозырском бульваре Дружбы автомобиль сбил мальчугана. 50-летний водитель посадил больше испуганного, чем пострадавшего, мальчика в салон и повез в больницу. В итоге виновному вменили не только нарушение ПДД, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения (это влечет наложение штрафа), но и оставление места ДТП (заканчивается лишением водительских прав). А ведь будь на месте мальчика более корыстный потерпевший, дело вполне могло бы завершиться и требованием возместить моральный и физический вред через суд. Хотя это уже и вне компетенции ГАИ, но тоже в ряде случаев является последствием автоподставы, больно бьющей по кошельку виновного.

Полгода назад брестчанин Сергей Павлов совершил ДТП в Минске. В результате “конфликта левого поворота” его легковушка столкнулась с мотоциклом. Машина получила кое-какие повреждения, “пластмассовый” спортбайк разлетелся на куски, пилот двухколесного транспортного средства был увезен в больницу с телесными повреждениями, на место происшествия вызывалась ГАИ.


Следуя букве закона и просто стараясь быть нормальным человеком, Сергей без пререканий оплатил внушительный штраф. Ездил в больницу к пострадавшему, оказывал ему посильную помощь, пока того через 4 дня не выписали. А потом получил “привет”: мотоциклист потребовал возместить моральный вред на сумму 40 миллионов рублей, в противном случае — суд. Опасаясь потери времени и неприятностей на работе, Сергей решил согласиться на условия вымогателя.

Минчанин Андрей отвозил семью в аэропорт и въехал в корму откровенно подрезавшей его авто, видавшей виды “девятки”. Формально он был виновен в ДТП, ему грозил штраф, а то и лишение прав со стороны ГАИ. Но еще хуже было то, что родные могли опоздать на самолет. “Гонщик” предложил разобраться на месте и затребовал 500 долларов в качестве компенсации. Андрей, скрепя сердце, отсчитал сумму из заначки, отложенной на отдых семьи.

В таких ситуациях может оказаться каждый и каждый будет решать моральную дилемму — разбираться в ДТП законными способами, с привлечением Госавтоинспекции и судебных структур, или откупиться и тем самым сэкономить время и нервы. Но именно так же совершаются и автоподставы, а сегодня существует категория людей, которые сделали полулегальные разборки при ДТП своим довольно доходным бизнесом.

По закону или по справедливости?

Как не попасть на крючок к аферистам? Самый простой вид спровоцированного ДТП — резкое торможение перед попутным транспортным средством. На дорогах нашей страны подобные трюки выкидывают с завидной регулярностью. Порой так аферист желает поменять старый бампер за чужой счет. Способ автоподставы самый примитивный, но весьма эффективный. По ПДД, виноват в столкновении всегда тот, кто ехал сзади, поэтому многие стараются разобраться без привлечения ГАИ. Как избежать вымогательства?

— Вызывать нас, — категоричен начальник отдела дознания по ДТП Владимир Гайшук, — предоставлять запись авторегистратора, привлекать свидетелей.


Еще один сюжет: авто паркуется в тесном дворе, движется задним ходом. Глухой удар о кузов, вскрик. На земле корчится пешеход. То ли на самом деле о транспортное средство ударился, то ли симулирует с понятными мотивами. К слову, несколько лет назад похожий случай был зафиксирован в Гродно.

Поздним вечером водитель отъезжал от своего дома, увидел группу молодежи. Притормозил. Один из парней ударил по машине ногой и упал на асфальт, компания дружно потребовала компенсацию для страдальца. Опасаясь за имущество и себя, автовладелец счел за лучшее уехать. Чтобы через несколько дней по вызову явиться в ГАИ, заплатить штраф и лишиться прав за сбитого пешехода и оставление места ДТП.

Правила повышенного тона

Каждую ситуацию просчитать заранее невозможно. Поэтому правильным выбором в любой из них будет действовать в рамках закона. На самом деле вариантов “автоподстав” не так уж и много. Ведь в своих махинациях главную ставку автоаферисты делают не на изобретательность, а на выбор подходящей жертвы, четкое исполнение схемы и грамотный последующий “наезд”. Классика жанра — работа в дуэте. Один “пострадавший”, второй — “свидетель”. Один провоцирует, второй подставляется. И так далее.

В России, где подстроенные аварии — хорошо отработанный бизнес, про это явление снимают документальные фильмы, а правоохранительные органы регулярно инициируют ужесточение законодательства за ДТП с целью вымогательства вплоть до тюремных сроков. В нашей стране вроде бы довольно спокойно. “Вроде бы”, потому как официальной статистики таких происшествий быть не может, а сам факт поддельного автопроисшествия доказать крайне сложно — при разборках с ГАИ аферист всегда может сослаться на банальную невнимательность на дороге. Наши водители не самые интересные персонажи с точки зрения провокации ДТП в силу своей привычки чуть что сразу же звонить в Госавтоинспекцию. Да и силовые структуры имеют большое влияние, а потому разгул бандитизма исключен. Но расслабляться не стоит, ведь если имеется хоть какая-то возможность подзаработать нечестным путем, всегда найдутся люди, способные ею воспользоваться.

Кто под ударом?


В качестве жертвы мошенники предпочитают избирать тех, кого проще “развести” на деньги. Как правило, это водители на недорогих машинах, путешествующие в одиночестве или с одним пассажиром (чем больше свидетелей, тем сложнее аферистам). Выискивают авто с регистрационными номерами другого региона (на “чужой территории” обвиненному во всех грехах водителю сложнее отстаивать свои права). При этом жертвами “автоподставщиков” чаще всего становятся мужчины. От водителей-женщин слишком много шума, они сразу же начинают звонить не только в ГАИ, но и своим друзьям, родственникам, мужьям.


Авто самого “подставщика” вполне может быть не из самых дешевых (все зависит от размаха мошенников). Здесь роль играет психология: человек на солидном авто вряд ли будет вымогать сотку баксов на устранение царапины на бампере. О том, что таких за день можно “накосить” не один десяток, никто не задумывается.

Как нас подставляют?


При перестроении вправо водитель должен уступить дорогу всем едущим параллельно транспортным средствам, даже если они тоже перестраиваются, но на левую полосу. Злоумышленнику достаточно внезапно увеличить скорость движения во время вашего перестроения, и “притирка” становится неизбежной. Еще один вариант — “выгон” из левой полосы прямо в борт скрывающемуся в мертвой зоне зеркал подельнику.

Нередко дороги, даже в черте городов, весьма извилисты. Многие автомобилисты, ленясь активно работать рулем, проезжают их прямо, временами оказываясь на встречке. Вот тут и караулят мошенники, подставляя переднее левое крыло своего автомобиля под заднее правое крыло вашего.

Вы на перекрестке поворачиваете направо. Едущий прямо злоумышленник (помеха справа) может сделать вид, что вас пропускает, а потом ускориться и ударить в борт. Также аферист может ускориться перед мигающим желтым сигналом светофора, провоцируя вас тоже прибавить скорость и проскочить перекресток перед включением красного сигнала. Затем он бьет по тормозам, а вы не успеваете затормозить.

Цена аварии


Дорожно-транспортное происшествие — всегда стресс и большая неприятность. К сожалению, ни один инцидент без последствий, с финансовой точки зрения, не обходится — таков уж закон и всемирно распространенная практика. Причем не только ГАИ штрафы выписывает, и аферисты деньги требуют.

В случае если после аварии транспортное средство перекрыло трамвайные пути или мешает проехать иному общественному транспорту, виновному в ДТП обязательно придет “привет” из автопарка со счетом за упущенную прибыль с пассажироперевозок. ДТП с пострадавшим может повлечь иск со стороны лечебного учреждения по компенсации расходов на лечение больного. Зеленстрой может выставить счет за испорченный газон и зеленые насаждения. За поврежденные столбы, ограждения, архитектурные формы и так далее тоже придется возместить вред.

Когда можно не вызывать ГАИ


Вред причинен только транспортным средствам;

ДТП произошло с участием двух транспортных средств;

Лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории, не находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения;

В отношении транспортных средств имеются действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

У участников ДТП отсутствуют разногласия относительно повреждений транспортных средств;

В результате ДТП не причинен вред жизни или здоровью, а причиненный каждому транспортному средству не превышает 400 евро.

Компетентное мнение

Дмитрий Гаврушко, адвокат адвокатского бюро Евгения Малиновского:

— Не следует забывать о том, что имущественный и физический вред подлежит возмещению за счет страховой организации. Речь идет о 10 тысячах евро за каждый из указанных видов вреда. Единственное, что пострадавший может взыскать лично с вас в судебном порядке — компенсацию морального вреда за физические или нравственные страдания. При этом важно понимать: какие-либо серьезные страдания у потерпевшего в случае легких телесных повреждений, как правило, отсутствуют, а соответственно и размер морального вреда будет небольшим, если вообще будет. Это с одной стороны.

С другой — если решите разобраться с ДТП самостоятельно, вы рискуете оказаться в очень неприятном положении. Во-первых, решив вопрос без привлечения ГАИ и уехав с места ДТП (например, в случае инсценированного наезда на пешехода), вы нарушаете ПДД и можете быть лишены права управления транспортными средствами. Ведь ничего не мешает мошеннику, уже получившему деньги, и дальше шантажировать вас обращением в ГАИ и предъявлением, например, видеозаписи ДТП, которая была сделана подельником. Во-вторых, не исключена вероятность и того, что очевидцы так называемого наезда на пешехода самостоятельно сообщат об инциденте по телефону в ОВД. Кроме того, “наезд” может быть зафиксирован и наружными камерами видеонаблюдения.

Если вы оказались в ситуации инсценированного ДТП, будь то с участием двух транспортных средств или с участием пешехода, всегда следует действовать оперативно и уверенно. Перед разбирательством со злоумышленником незаметно включите на телефоне диктофон, а лучше видеокамеру. Наверняка мошенник будет вам угрожать лишением водительского удостоверения, при этом не отрицая (в отсутствие сотрудников ГАИ) своей вины в столкновении. В последующем записи могут сыграть ключевую роль в разбирательстве, проводимом сотрудниками ГАИ или судом. Опять же, если вы укажете злоумышленнику на наличие у вас такой видео- или аудиозаписи, тот, скорее всего, не станет дожидаться приезда сотрудников ГАИ и предпочтет ретироваться. И еще: сразу же после ДТП постарайтесь обзавестись контактами очевидцев произошедшего (как правило, любое ДТП привлекает внимание окружающих). При необходимости их в дальнейшем опросят сотрудники ГАИ.

muravsky@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter