Мировые продажи электромобилей в 2020 году стремительно выросли. К концу этого года число электрокаров в Беларуси может превысить 7500 единиц

Мощный заряд для рынка

Президент Беларуси Александр Лукашенко: 

«Одна из основных задач, которую мы решим в будущей пятилетке, — это переход на электромобили. Мы просто не должны здесь отстать... Образцы (белорусского электротранспорта. — Прим. ред.) есть… Мы научились их делать. Нам надо сейчас их сделать красивыми и доступными по цене»
Удивительно, но факт: в прошлом году общие продажи легковых автомобилей на мировом рынке упали на 14 процентов, в то время как сегмент электромобилей продемонстрировал стремительный рост, увеличившись на 43 процента — до более чем 3,24 млн единиц. Такому результату поспособствовал ряд факторов: выпуск привлекательных моделей, новые стимулы и льготы для владельцев таких автомобилей, интенсивное развитие инфраструктуры. В нашей стране электрокары также перестали быть диковинкой: к началу апреля по белорусским дорогам колесило более 2500 электромобилей, а к концу года их общее число может возрасти втрое и превысить планку в 7500 единиц. А наши ученые, к слову, обещают: при наличии инвестиций Беларусь может полностью выпускать собственный электрокар.


Завоевание мира 

В прошлом году на электромобили приходилось почти пять процентов всех продаж новых автомобилей, а уже в текущем, по прогнозу аналитиков, их продажи превысят семь процентов в доле продаж всех новых авто и составят 5 млн единиц. Самым быстрорастущим стал европейский рынок, где продажи электрокаров выросли более чем вдвое в 2020 году, в результате чего этот регион обогнал Китай и стал крупнейшим в мире. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030-му число электромобилей вырастет почти до 127 млн, а электробусов — до 1,5 млн. Сегодня говорят уже о том, что через девять лет каждый второй автомобиль в мире будет на электротяге. Ожидается, что правительства продолжат устанавливать и поддерживать политику, стимулирующую производство и продажи этого транспорта, а увеличение производительности и расширение инфраструктуры зарядных станций привлечет еще большее число покупателей.


Что касается белорусского рынка, то к концу 2021-го эксперты Malanka прогнозируют: количество электромобилей в стране превысит 7500 штук. Основываясь на данных BloombergNEF и Международного энергетического агентства, аналитики рассчитывают, что в 2022-м по базовому сценарию на наших дорогах будет 25 800 электромобилей, в 2023-м — 54 тысячи, в 2024-м — 82 800, в 2025-м — 112 200. Однако существует и более агрессивный сценарий, по которому количество электромобилей в Беларуси составит к 2025 году более 230 тысяч. 

К 2030 году доля электротранспорта в стране может составить около 14 процентов (565 тысяч электромобилей) с потребляемой ими электроэнергией, равной минимум 2,3 млрд кВт⋅ч. 

Собственное решение 

В Беларуси, к слову, прикладываются усилия в разработке электротранспорта. Председатель президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков, комментируя проект комплексной программы развития электротранспорта на 2021—2025 годы, отмечал: Беларусь готова выпускать полностью свой электромобиль при наличии инвестиций. Для белорусского электромобиля отрабатывается несколько моделей батарей — литий­ионных, графено-свинцовых и графеновых. Правда, по словам Владимира Гусакова, литийионные батареи слишком дорогие и пока в цене легкового автомобиля могут превышать половину его стоимости. 

Сегодня на базе Академии наук работает межотраслевой кластер «Интеллектуальный электротранспорт», в который входит 19 организаций НАН Беларуси, Минпрома и системы образования. Самой высококвалифицированной организацией в сфере электротранспорта в стране стал Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси. За последние 3—3,5 года здесь фактически с нуля удалось создать новую научную школу и наработать компетенции высочайшего уровня: сегодня группа специалистов и ученых, в которую входят 40 человек, может решать любые задачи в области электротранспорта.

Министерство энергетики Беларуси рассчитало: в случае роста числа электромобилей в нашей стране до 10 тысяч единиц объем потребления электрической энергии составит около 80 млн кВт⋅ч. Это чуть больше, чем объем электропотребления среднестатистическим районом Беларуси.

ПРЯМАЯ  РЕЧЬ

Александр ШУМИЛИН, председатель Государственного комитета по науке и технологиям:


— Реализация утвержденной Правительством комплексной программы развития электротранспорта до 2025 года позволит создать в стране новый сектор машиностроения. Ожидаем, что электромобилестроение даст масштабный мультипликативный эффект для инновационного развития других отраслей: приборостроения, металлургии, электротехники, робототехники, информационных технологий, новых материалов. Документ предусматривает создание образцов новой техники, создание 14 производств грузового, пассажирского и специального электротранспорта, в том числе сборочного производства легковых электромобилей в СЗАО «БЕЛДЖИ», а также базовых компонентов для него. В планах – экономические меры по стимулированию развития электротранспорта в стране, а также разработка нормативных правовых актов для данной отрасли.


Александр ­БЕЛЕВИЧ, начальник научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения НАН Беларуси:

— Глобальная работа по развитию электротранспорта в стране началась со знаменитой уже сегодня разработки электромобиля на базе кузова и шасси Geely SC7. Цель этой работы была в том, чтобы продемонстрировать: в Беларуси можно создавать электротранспорт, а не просто покупать компоненты. Макетный образец легкового электрокара создали в 2017 году. В 2018-м в результате модернизации макетного образца удалось увеличить емкость батареи и пробег машины. Автомобиль разгоняется до 120 км/ч и проезжает до 200 км без подзарядки, емкость тяговой батареи — 24 кВт⋅ч. И если в 2017-м компоненты были частично покупными, то сегодня наши ученые могут сделать любой сами. 

Сейчас мы формируем основу для новой индустрии в белорусском машиностроении. Это экологический имидж, возможность участия в международной кооперации. Если все пойдет такими же темпами, как сейчас, то на рынке ­ЕАЭС мы будем одними из лидеров по глубокой локализации компонентов для электротранспорта

Сегодня мы сотрудничаем с китайской Jiangsu Joylong Automobile: на базе JOYLONG EF5 ведутся работы по локализации компонентов электрической силовой установки белорусского производства. Скорость переработанного электромобиля будет достигать 130 км/ч, а максимальный пробег — превышать 300 км. 

КСТАТИ

Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году, а серийно их начали выпускать в 1890 году в США. Электрокары показывали хорошие результаты в гонках, в их разработку вкладывали большие средства.


Сам Генри Форд трудился над созданием аккумуляторных батарей. Однако ряд усовершенствований бензинового двигателя обеспечил ему победу в этой конкуренции с электрокаром. К 1930 году электромобили перестали выпускать. Интерес к ним возродился в 1990-х в Калифорнии, где стали бороться за чистоту воздуха. Были выпущены электрокары фирм «Шевроле» и «Тесла», которые стоили более 100 тысяч долларов.

КОМПЕТЕНТНО


Геннадий СВИДЕРСКИЙ, директор СЗАО «БЕЛДЖИ»:

— В марте прошлого года мы получили для тестирования три электромобиля. Стояла задача проверить их на соответствие требованиям, предъявляемым в Беларуси. Должен сказать, что после года испытаний мы довольны результатами. За это время была проведена работа по адаптации зарядного устройства автомобиля к зарядным устройствам, которые установлены в Беларуси, чтобы исключить необходимость дополнительного приобретения различных переходников.

Что касается технических работ по испытанию автомобилей, они завершены. Мы уже определились с перспективной моделью. Это будет хетчбэк. На наш взгляд, такая машина хорошо вписывается в концепцию электромобиля для использования в качестве такси и служебных коммунальных машин. Наибольший эффект от эксплуатации электромобилей можно будет ощутить в крупных городах.

Собираемся в июне этого года отправить данные автомобили на сертификацию и испытания в стране с таким расчетом, чтобы в августе начать серийные поставки. Конечно, этому должны предшествовать создание склада запчастей, закупка оборудования и обучение персонала. На первом этапе планируем, что продаваться будут автомобили, изготовленные в Китае. Тут будет проводиться лишь их сервисное и гарантийное обслуживание.

Если увидим, что данный тип автомобиля востребован на белорусском рынке и конкурентоспособен, то на 2022 год будем утверждать программу по локализации и организации производства. Для этого должно продаваться не менее 5 тысяч электромобилей в год. А в первый год достаточно будет и тысячи авто. Если продажи пойдут хорошо, то в таком случае есть смысл организации производства и локализации.

Правительство утвердило Комплексную программу развития электротранспорта на 2021—2025 годы

Программа направлена на создание новой области экономического роста на основе формирования отрасли машиностроения – производства электротранспорта, а также на создание условий для увеличения его количества, расширения инфраструктуры и минимизации негативных влияний на экологию.


Среди основных мероприятий, запланированных программой:

♦ улучшение условий кредитования приобретения электромобилей, реализуемых официальными дилерами физическим лицам на территории Беларуси; 

♦ создание опытного экспериментального производства средств электротранспорта;

♦ разработка госстандартов в области электротранспорта, его компонентов и инфраструктуры, гармонизированных с международными и европейскими стандартами;  

♦ подготовка предложений по корректировке Указа Президента № 92 «О стимулировании использования электромобилей».

Самые ожидаемые электромобили 2021 года

Volkswagen ID.4


Цена в США: 39 995 долларов, цена в Европе автомобиля из первой серии: от 47 950 евро.

Будет оснащен батареей 77 кВт⋅ч и 204 л.с. мощности. Способен проехать 520 км на одной зарядке. 

Hyundai Ioniq 5

Должен поступить в продажу в Европе в середине 2021 года. Будет выпускаться в четырех версиях. Максимальная скорость — 185 км/ч. Пять минут зарядки достаточно для 100 км запаса хода.

Opel Mokka-е


Цена в Европе: от 32 990 евро (23 420 евро с учетом местной субсидии в Германии).

Оснащен одним электромотором мощностью 136 л.с. Батарея 50 кВт⋅ч обеспечивает электромобиль 320 километрами запаса хода. 

Kia EV6


В максимальной комплектации — мощность 585 лошадиных сил и разгон до 100 км/ч за 3,5 секунды. Может проезжать 510 км по ездовому циклу WLTP. 

BMW i4


Цена неизвестна 

Заявлены полный привод и мощность 530 л.с., максимальная скорость 200 км/ч. На одной зарядке проезжает 600 км. 

Lucid Air

Цена: в зависимости от версии — от 95 000, 139 000 и 169 000 долларов. В 2022 году выйдет базовая версия с ценой менее 80 000 долларов. 

Самая топовая версия Dream Edition порадует 1080 лошадиными силами и запасом хода 810 км. Максимальная скорость ограничена на уровне 250 км/ч.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter