В Беларуси разгромлена целая сеть финансистов от наркоторговли

Мощный удар по наркофинансистам

Интернет-магазин по продаже наркотиков — это словно предприятие с множеством подструктур. Основная — финансовая система, которая проходит через все звенья. Уничтожив ее, уничтожишь всю торговую сеть. Одну из таких финструктур крупнейшего наркомагазина недавно ликвидировали оперативники подразделений наркоконтроля и противодействия торговле людьми МВД. За уникальной спецоперацией силовиков наблюдала и я, задержания проходили синхронно в разных городах Беларуси. Известно, что интернет-магазин работал на ряд стран.

Сетевой маркетинг. Особый

К этой наркосети оперативные работники подбирались почти два года. Поначалу было так: что ни задержанный сбытчик, то обязательно работает на этот интернет-магазин. Он, как стало понятно со временем, контролировал 70 процентов всего наркорынка страны. Детали я узнала от заместителя начальника отдела ГУНиПТЛ МВД подполковника милиции Сергея Городецкого. 
Оперативники вышли на крупнейший интернет-магазин, который контролировал 70 процентов всего наркорынка страны. Недавно задержания его участников проходили синхронно в разных городах Беларуси. 
Торговавшая наркотиками интернет-площадка имела разветвленную структуру с большим количеством участников. Они разделены жесткой иерархией, у каждого свои функции, личные связи скорее исключение. С одной стороны, это для удобства управления, с другой — для конспирации и минимизации риска быть задержанными. 

Непосредственно с наркотиками имеет дело низшая ступенька иерархии преступного сообщества — как правило, закладчики, курьеры, фасовщики, «лаборанты». Они занимаются сбытом, привозят партии опасного товара, фасуют его, синтезируют и т.д. Особой ценности эти люди для магазина не представляют. Так, расходный материал. Посадят одного — найдут другого, тоже поверившего в абсолютную защищенность и легкие деньги. Мало кто знает, что срок жизни на свободе среднестатистического мелкого закладчика всего от пары дней до нескольких месяцев.

Есть в этом бизнесе и свой «отдел кадров». Подбирают и обучают «персонал» для разных подструктур. Объявления о «приеме на работу» распространяются любыми доступными способами: от агрессивных рассылок в соцсетях, других мессенджерах и до банальных листовок на столбах, надписей на асфальте. Человек понимает, о чем речь, находит нужный сайт, и уже там даются детали «трудоустройства» — какой работник и где необходим. То есть уже тогда ясно, чем предлагают заниматься и каковы последствия. 

Новичков обучают, консультируют по поводу мер безопасности и использования различного программного обеспечения, объясняют, как вести себя при задержании. Затем — «стажировка». Есть в системе и те, кто проверяет начинающего сбытчика, насколько ответственно тот относится к работе, честен ли с «работодателем». 
Вербовали в эту сеть даже детей. Впрочем, на возраст никто не смотрел, судьба ребенка не интересна. Хотя несовершеннолетних сбытчиков задерживают регулярно. 
В том числе чтобы уберечь детей, оперативники старались добраться до верхушки интернет-магазина.


Химики, лирики и вышибалы а-ля 1990-х

Когда люди пытались уйти, им попросту не давали этого сделать. Плотно подсаживали на разного рода крючки. Уже с первых дней как бы для страховки и подтверждения личности (мол, докажи, что ты не сотрудник милиции) «кадровики» требовали прислать фото страниц паспорта, видео с собой в кадре (такие задания требовалось выполнять онлайн). Еще действовала система залогов. В общем, все это потом преступники использовали для шантажа своей агентуры. 

Для особо непонятливых и неисполнительных включалась «служба безопасности», это что-то вроде бандгруппировок 1990-х. Они наказывали провинившихся, выбивали долги и учили «уму-разуму» желающих уйти. Такие вот взаимоотношения. Есть в этой службе и другие специалисты по безопасности, правильнее сказать, конспирации. Разрабатывают методички о том, как надо действовать распространителям разных уровней. Айтишники работают с программами, позволяющими как спрятаться в интернете, так и упростить процесс сбыта. 

Международное направление курировали аналитики, которые исследовали мировой наркорынок, вели переговоры с «поставщиками», обсуждали, какие компоненты, почем и откуда завезут в Беларусь. Наркотик и его составляющие могли быть европейского производства, из Латинской Америки, Афганистана, Марокко и др. 

Дальше, уже в нашей стране, нарковеществами занимались «химики». Нет, специального образования они не имеют. Самоучки, поэтому тут уж кому из потребителей как повезет. Выживет или нет, останется инвалидом — дело случая. Нарколаборатории создавали в местах, которые не бросаются в глаза: к примеру, на дачах, в гаражах и съемных квартирах (к тому же изготавливаемая «продукция» имеет очень резкий запах). Три такие, обслуживающие этот интернет-магазин, недавно нашли сотрудники наркоконтроля. Да, новый продукт «химики» тоже тестируют на клиентах, потом ждут отзывов. Они приходят, если подопытный выжил. 
Админы торговых площадок поменьше, которые входят в общую сеть, кроме прочего, анализируют наркорынок, ценовую политику конкурентов, собирают данные для маркетинговых решений. Чуть ли не ежедневно создавались аналитические отчеты, на основании которых принимались решения по корректировке работы, продвижению товара. 
Определенная доля рекламы, в том числе агрессивной, приходилась и на них. Очернение конкурентов здесь тоже нормальная практика. Немаловажную роль в рекламе наркотиков играют так называемые рулетки — возможность получить вещество бесплатно, как выигрыш. 

«Черная бухгалтерия» 

Да, есть организаторы, кураторы, закладчики… Но главное в преступной группе — ядро, занимающееся исключительно финансовыми операциями. Ими пронизаны все уровни — от главарей до «минеров». Именно сеть таких «бухгалтеров» теперь собирались ликвидировать наркоконтролеры, чтобы парализовать тем самым все структуры, связанные с нелегальной интернет-площадкой. Нет денег — нет «бизнеса». 
С виду это люди разных профессий: таксисты, учителя, программисты… Однако в основном — официально безработные. Они отлично ориентируются в курсах валют, знают рынок криптовалюты. Именно через такие активы в наркотики сейчас вкладываются основные средства. 
Это выгодно преступникам еще и потому, что эта валюта децентрализована и практически не поддается государственному контролю. То есть если используются такие анонимные кошельки, то нужно сильно постараться, чтобы вычислить всю цепочку и дойти до их настоящих владельцев. 

Финансовые схемы работают в обе стороны — от наркопотребителя до организатора преступного бизнеса и обратно. Бухгалтерия курирует абсолютно все денежные потоки. К примеру, получение платы от наркопотребителей за розничные закладки, аккумулирование и вывод средств, обналичивание, перевод в иностранную и криптовалюту и наоборот. Она же обеспечивает «зарплатой» участников группировки всех уровней. Финансистов используют и для отмывания преступных доходов, вывода их в легальный оборот. 
Для того чтобы система работала, нужны и такие «комплектующие», как дропы, то есть подставные люди. Они переводят незаконно полученные средства между счетами. Могут делать это в разных странах и от имени разных людей. 
Дропы за скромный гонорар оформляют на себя счета, банковские карточки и сим-карты, покупают технику для наркобизнеса. Для связи тоже используются подставные, случайные люди. Такая цепочка переводов — через карты, полученные от дропов, — нужна для того, чтобы запутать следы и усложнить работу оперативным подразделениям и следствию.


По кличке Таксист

Сокрушительный удар по «финансистам» крупнейшего интернет-магазина страны правоохранители решили нанести молниеносно и в один момент. Минск, города Витебской, Гомельской, Могилевской областей — серия задержаний в тот день прошла практически по всей стране. 
Бобруйск. Впервые в жизни встречаю рассвет с оперативниками наркоконтроля. Отличные ребята, кстати. За нужными адресами наблюдали и сотрудники спецподразделений, чтобы все прошло, как говорят, без шума и пыли. Ловушки расставлены. Ждем. При себе — санкции прокуроров на обыск.
К тому моменту про каждого «финансиста» оперативные работники знали все (интернет-разведка и другие службы работают грамотно), даже что он ест на завтрак и под какой подушкой прячет валютный запас. Свой Вадик К. (имя изменено в интересах следствия) прятал в сейфе рядом с электронной счетной машинкой. В автомобиле у него нашли наркотики. 
Одной из ниточек оказался тот самый бобруйский таксист Вадик К., который, по мнению сотрудников ОВД, напрямую связан с организатором крупнейшего наркомагазина. Более того, был лично с ним знаком. Значит, мог многое рассказать. Редкая удача, и она оказалась на стороне оперативников.
Гостей так рано Вадик не ждал. При задержании не сопротивлялся: не успел. Ознакомился с постановлением, выдохнул: 

— Все расскажу.

Видно, не дурак, решил сотрудничать. Работает таксистом. Другая, тайная жизнь Вадика связана с грязными финансами. Банковские карты, говорит, получал от маршрутчиков:

— Снимал деньги в банкоматах и передавал дальше. Снимал по 6, 10 тысяч рублей. Менял на доллары. Потом возил машиной в Минск. Там встречался с каким-то Алексом. 

— Какие суммы возили и как часто?

— По 10, 20 тысяч долларов. Раз в две недели. Получал 100—140 рублей за поездку. 

Спрашиваю:

— Вас не интересовало, что это за бизнес?

— Честно, нет. Меня интересовал только заработок.

— И оно того стоило?

— По ходу, нет.
Деньги, говорит, обналичивает пару месяцев. Оперативники уверены, что рассказ фигуранта будет долгим и интересным. К этому персонажу вернемся чуть позже. 
Бобруйчанку Татьяну М. (данные изменены) в наркобизнес втянула родная сестра. Для знакомых, соседей, коллег М. — физрук в школе и мать двоих детей, для сообщников — одна из «бухгалтеров» наркомагазина. К примеру, ей передают банковские карты, она их активирует, по заданию хозяина делает переводы для закладчиков. Сейчас оперативники изучают огромное количество изъятых у дамы платежных карт, зарегистрированных на посторонних людей. Часть активирована, часть нет. Изучают телефоны с перепиской, увесистые папки с бухгалтерией и прочей документацией, которая уже очень заинтересовала компетентные органы. 

В доме у М. бардак страшный, на руках — ребенок. 

— Заработала, блин, по-легкому, — говорит. — Поеду я в Минск, а дальше? 

— Дальше будут следователи разбираться, — был ответ. 
В тот день задержали еще одного как бы бизнесмена, его связь с интернет-магазином тоже была зафиксирована. Дома обнаружено 25 тысяч долларов, эти деньги ему передал один из кураторов финансовой схемы на развитие «бизнеса». Еще 35 тысяч долларов нашли у задержанного в погребе.
…«Главбух» магазина была задержана в Минске. Сама из Бобруйска, в «бизнесе» года полтора. Ее функция — аккумулирование финансовых потоков наркогруппировки, организация выплат ее участникам, контроль за четырьмя филиалами наркосети. В съемной квартире в сейфе фигурантка хранила 66 тысяч долларов. Официально не работает.

Более 100 тысяч рублей и около 20 тысяч долларов нашли еще у одного, минчанина. Он обналичивал деньги с банковских карт и переводил в криптовалюту. Окончил среднюю школу, дальше поступать не стал. Живет с родителями. Деньги хранил в диване. Модно, знаете ли, в последнее время. 

Игра в прятки на большие деньги

Сергея Б. (данные изменены) приняли тепленьким, когда оказался в Беларуси. Вопросов задавать не стал, понятлив.

…Месяцами оперативники разрабатывали эту группу, наблюдали, фиксировали, устанавливали связи. 

Одной из ниточек оказался тот самый бобруйский таксист Вадик К., который, по мнению сотрудников ОВД, напрямую связан с организатором крупнейшего наркомагазина. Более того, был лично с ним знаком. Значит, мог многое рассказать. Редкая удача, и она оказалась на стороне оперативных работников.

Через бобруйчанина и вышли на одного из главарей — 28-летнего Сергея Б. Понятно, были и другие материалы, но пока они исключительно для оперативного пользования. 
Человек этот последнее время жил в России, оттуда и вел преступный бизнес. Часто менял адреса, города, наивно полагая, что затеряется в чужой стране. Есть предположение, что белорусская сеть, которой руководил «бизнесмен», — лишь ответвление международной наркогруппировки. 
По итогам недавней операции силовики задержали более 120 фигурантов, изъяты немалые суммы и инструменты, с помощью которых работала вся финансовая паутина интернет-магазина. Также изъят транспорт и оружие.
Всего по уголовному делу проходит более 120 фигурантов.
Что бы сейчас ни говорили эти люди, все они прекрасно понимали, что входят в преступную группу, что причастны к наркоторговле и что отвечать в итоге придется. Поэтому теперь наивно звучат оправдания: мол, да, работали, но просто занимались деньгами, наркотиков не касались… 
Все фигуранты прекрасно понимали, что входят в преступную группу, что они тоже причастны к наркоторговле и что отвечать в итоге придется. Цель каждого банальна: деньги. На крови, смертях — для них не важно.
Цель каждого из них ясна: деньги. На крови, смертях — для них не важно.

Что ж, один из основных фигурантов задержан, при себе имел более 40 тысяч долларов. Он уже находится в Беларуси.

gladkaya@sb.by

Рисунки Олега КАРПОВИЧА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter