Кому полезны зимние закаливания?

Моржи плывут тихо

Случается и на нашей улице праздник, когда журналистская удача сама идет в руки. Так было в тот холодный январский день и со мной, когда ломал голову, чем заполнить страничку «Репортер» в предстоящий субботний номер. Легкий стук в дверь — и она открылась. На пороге стоял мужчина средних лет, среднего роста и телосложения. Такой промелькнет перед тобой на улице, и не запомнишь. Здесь, однако, все было иначе…

Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

Мужчина держал в руке потрепанный портфель. Робко приблизился к столу. Легко понять мое удивление! На улице не меньше двадцати градусов мороза, а незнакомец был только в брюках и майке. Без головного убора. То еще зрелище!

— Григорий Нижников, хирург, — представился пришелец. 

Незнакомец понимал, какое производит впечатление, и потому, присев на стул, поспешил объяснить цель своего визита. 

— Закаливаться начал постепенно, — говорил он. – Через два года вышел на теперешний уровень. На днях вернулся из отпуска, который провожу всегда зимой на Черном море. На этот раз даже пришлось спасать похожего чудака, не рассчитавшего свои силы… Если вам интересно, можете написать обо мне, — закончил неожиданный гость. 

Так появился материал под названием «Морж № 1» и началась моя дружба с Григорием Нижниковым. Удивительно, но меня он никогда не пытался приобщить к своему увлечению закаливанием. Возможно, как врач, он понимал, что не каждому оно показано именно в таком виде. 

Он вообще был классным сосудистым хирургом. Безупречно сделал операцию на венах моей двоюродной сестре. И уж вовсе из области фантастики – на спор с коллегами провел себе сам операцию с венами на ногах. А чтобы был хоть какой-то интерес – предложил тем, кто будет наблюдать за его действиями, скинуться небольшой денежкой.

Мне нравился Григорий. Спокойный, выдержанный, с добрыми серо-зелеными глазами за большими очками. Поздно стал отцом и сызмальства начал закаливать сына. 

Спокойно он отнесся и к своей болезни. Раз в месяц обязательно заглядывал ко мне в редакцию и просил угостить кофе с коньяком. Пил его маленькими глотками. Так он и поведал как-то мне об обнаруженной у него онкологии в почках. Не знаю, кого он больше хотел успокоить – себя или меня, но сказал, что болезнь его любит, а потому отпустит. Вероятно, надеялся, что крепкая иммунная система поможет ему справиться с недугом.

Минувшей осенью мне самому пришлось «поучаствовать» в эксперименте с закаливанием. Тогда стоял на корме лодки и, пытаясь вычерпать из нее воду, поскользнулся и упал в холодную воду. С трудом выкарабкался из озера и быстренько домой. Промок, разумеется, насквозь. Дома, к сожалению, не оказалось ничего из того, чем можно было бы растереться. Переоделся, выпил горячего чая и подбросил дров в камин. Назавтра – никакого даже насморка. Здоровее здорового. Подумал, может, так и начать закаливание? Но, поразмыслив, решил, что это все же не для меня. Как пел Высоцкий, «пусть пробуют они, я лучше пережду».

Недавно на одном из сайтов довелось прочитать, что гомельчане Станислав Харкасов и Александр Мурашко затеяли эксперимент – можно ли купаться в реке каждый день? На их счету уже более 170 дней. Пытаются плавать даже под водой. Хотят таким образом проверить возможности организма. Я лично всегда скептически отношусь к экспериментам ради эксперимента, к  некоторым рекордам и тем, кто стремится попасть в Книгу Гиннесса. Они чем-то мне напоминают тех активистов в сети, что гоняются за количеством лайков. Однако к упомянутым гомельчанам отношусь с пониманием и даже уважением. Они, по крайней мере, никого не агитируют разделить их увлечение. Так же поступал и мой друг Григорий Нижников. Каждый организм индивидуален, и трудно окончательно и точно просчитать его реакцию на ту или иную стрессовую нагрузку. 

Вот сразу три примера. Происшествие со мной, как я уже написал, закончилось благополучно. А вот один из моих приятелей, оказавшись год назад в подобной ситуации, не избежал тяжелой пневмонии. Хотя моложе меня и выглядит богатырем. Знаю и примеры, когда, искупавшись в такой воде, и вовсе через некоторое время уходили из жизни.

И еще. Вы видели, как плывут моржи? Они плывут тихо. И те, что самые настоящие, и те люди, которые плавают в ледяной воде. Но для первых – это их жизнь. Зачем шуметь? А другие просто преодолевают свой страх. Какое уж тут веселье? 

Вот-вот пройдут рождественские заплывы, а затем выйдут к воде и те, кто плавает в крещенские морозы. Одни будут плавать, а другие поддерживать их, стоя на берегу. Красивая картинка! Такие сюжеты любят телевизионщики.

И все же хорошо, что у нас есть выбор: плыть или не плыть.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter