Морской транзит

Бизнес как полпред отношений
Бизнес как полпред отношений

То, что некоторые белорусские оппозиционеры время от времени пользуются в Вильнюсе гостеприимством некоторых тамошних политиков, чтобы обсудить свои планы, не секрет. Насколько такие сходки отвечают интересам не только наших межгосударственных отношений, но и самих литовцев? Недавно я побывал в Вильнюсе и лично мог убедиться, что от политиканства тамошние жители и в первую очередь деловой мир стремятся быть подальше. У них совсем другие заботы. Например, незаметно, что вступление в ЕС принесло стране изобилие инвестиций. На улицах Вильнюса наряду с несколькими шикарными внедорожниками я увидел древние «Икарусы» и другие автобусы, списанные в западноевропейских городах, сильно подержанные иномарки. Иные здания нуждаются в серьезном ремонте. Велика безработица при том, что квалифицированные кадры потянулись на Запад. Государство явно нуждается в пополнении бюджета. И тут белорусско–литовское экономическое сотрудничество очень кстати. Все–таки полуторамиллиардный взаимный товарооборот — это серьезно. В нынешнем году он увеличился примерно наполовину по сравнению с аналогичным периодом предыдущего. «Торговля имеет хорошую динамику, — отметил в беседе посол Беларуси в Литве Владимир Гаркун. — И прежде всего важен транзит».

Белорусский транзит через Литву — это в первую очередь Клайпедский государственный морской порт. Каждая четвертая тонна груза, обрабатываемого здесь, идет в Беларусь или из Беларуси: пиломатериалы, минеральные удобрения, тракторы, металл, сахар–сырец общим количеством 4,6 миллиона тонн в год. В условиях острой конкуренции с другими балтийскими портами это серьезный показатель взаимного доверия. «Мы очень заинтересованы в сотрудничестве, — подчеркивая каждое слово, отметил генеральный директор порта Сагидас Добилинскас. — Инфраструктура у нас универсальная, но создавалась с учетом белорусских грузов».

Об этом же говорили и представители стивидорных компаний, непосредственно занятых перевалкой. Сейчас в работе сразу несколько совместных проектов. Наиболее масштабный — увеличение отгрузки через порт белорусских калийных удобрений. Тысячами отправляются отсюда на экспорт минские тракторы. Недавно из Клайпедского порта ушел в Москву, преодолев всю Беларусь, первый контейнерный состав под символическим названием «Меркурий». Во многом в расчете на развитие таких проектов администрация порта вложила в его реконструкцию за последние 5 лет 290 миллионов евро, и темпы обновления не снижаются. Сегодня порт может максимально быстро загружать суда водоизмещением до 60 тысяч тонн, имеет огромные крытые склады для различных грузов, развитые подъездные пути. В расчете на расширение грузопотока для белорусских отправителей предусмотрен ряд льгот и преференций.

Естественно, наши предприятия рассматривают все это как аргументы для расширения сотрудничества. Тем более что Клайпеда — ближайший к нам морской порт. Значит, меньше затраты на доставку грузов, быстрее оборот вагонов и грузовиков. В порту я встретил делегацию предпринимателей Могилевской области. Оказывается, Клайпеда и Могилев — города–побратимы. «Мы рассчитываем транспортировать через порт в Европу популярные там топливные брикеты из древесных отходов», — поделился планами представитель Белорусской торгово–промышленной палаты Николай Ермак.

Так что отношение к Литве у нас вполне добрососедское. Именно об этом заявил Александр Лукашенко, принимая на днях верительные грамоты у нового посла Литвы в Беларуси Петраса Вайтекюнаса. Президент отметил достижения в области экономики, что же касается политической стороны сотрудничества, то Беларусь ждет здесь очередных шагов со стороны Литвы.

Тут надо отметить, что между нашими странами подписано около 60 различных соглашений. Не думаю, что на этом фоне надо демонизировать попытки некоторых литовских политиков поддерживать белорусскую оппозицию. Но и не учитывать их тоже было бы опрометчиво. В конечном итоге время все расставит по своим местам, сказал мне в личной беседе один авторитетный белорусский дипломат. По другую сторону границы литовский предприниматель повторил фактически то же, но другими словами: «К экономически выгодным проектам нормальные люди относятся положительно. Здравый смысл берет верх всегда». Так что в Литве те, кто пытается поучать белорусов, могут оказаться непонятыми в своей же стране.

На снимке: морской порт в Клайпеде.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter