Мороженое за 20 копеек «придумал» Анастас Микоян

Напомним, первый сезон рассказывал о судьбе крупнейших в СССР предприятий, марок, которыми гордились в стране. Авторы проекта поведали о судьбах ЗАЗа и «Беларуськалия», РАФа и «Булгартабака», других известных производств. Зрителям были предложены захватывающие истории их создания, молниеносный рост и разрушение в 90-е годы. Проект оказался востребованным у белорусских и российских телезрителей. А в профессиональном конкурсе «Телевершина» по итогам 2012 года был удостоен Гран-при. Второй сезон рассказывает о возрождении советских продуктовых брендов. Сельдь иваси, мороженое за 20 копеек, сырок «Дружба», шоколад «Аленка», рижские шпроты и чай со «слоном», а еще «Киевский торт» и «Советское шампанское»… Их вкус любили все жители большой советской страны, но они исчезли вместе с гастрономами. Съемки второго сезона проходили в Беларуси, России, Латвии, Германии, Украине. Авторы «Судьбы гигантов-2» решили рассказать, зачем в «Докторскую» колбасу добавляли селитру, почему пиво «Венское» появилось в магазинах под маркой «Жигулевское», а «Советское шампанское» изготавливалось в Германии… Как и в прошлом сезоне, телезрителям подготовили 10 выпусков. Открыл цикл рассказ о самом популярном в Советском Союзе напитке в новогоднюю ночь — игристом шипучем, а завершает серия «Киевский торт»... О съемках и о самом проекте рассказывает гость «Теленедели «БН» Руслан ТУРКОВ, автор трех серий «Судьбы гигантов-2».

В ПРЕДДВЕРИИ Нового года на «Беларусь 1» стартовал второй сезон документального проекта АТН «Судьба гигантов» под общим названием «Гастроном»

Напомним, первый сезон рассказывал о судьбе крупнейших в СССР предприятий, марок, которыми гордились в стране. Авторы проекта поведали о судьбах ЗАЗа и «Беларуськалия», РАФа и «Булгартабака», других известных производств. Зрителям были предложены захватывающие истории их создания, молниеносный рост и разрушение в 90-е годы. Проект оказался востребованным у белорусских и российских телезрителей. А в профессиональном конкурсе «Телевершина» по итогам 2012 года был удостоен Гран-при. Второй сезон рассказывает о возрождении советских продуктовых брендов. Сельдь иваси, мороженое за 20 копеек, сырок «Дружба», шоколад «Аленка», рижские шпроты и чай со «слоном», а еще «Киевский торт» и «Советское шампанское»… Их вкус любили все жители большой советской страны, но они исчезли вместе с гастрономами. Съемки второго сезона проходили в Беларуси, России, Латвии, Германии, Украине. Авторы «Судьбы гигантов-2» решили рассказать, зачем в «Докторскую» колбасу добавляли селитру, почему пиво «Венское» появилось в магазинах под маркой «Жигулевское», а «Советское шампанское» изготавливалось в Германии… Как и в прошлом сезоне, телезрителям подготовили 10 выпусков. Открыл цикл рассказ о самом популярном в Советском Союзе напитке в новогоднюю ночь — игристом шипучем, а завершает серия «Киевский торт»... О съемках и о самом проекте рассказывает гость «Теленедели «БН» Руслан ТУРКОВ, автор трех серий «Судьбы гигантов-2».

— Накануне Нового года с помощью гастрономических тем, продуктов, которые были популярны в советское время, хотим «навеять» зрителям старые чувства, которые они испытывали раньше …

— Например?

— Мы рассказали не только о колбасе «Докторская», «Советском шампанском», пиве «Жигулевское», но и не менее популярном сырке «Дружба» — снимали в Москве памятник ему. Он выполнен очень оригинально. Ворона в обнимку с лисой держат в лапах сырок. Последний — огромный, по-моему, весит более трех килограммов...

— Руслан, у проекта несколько авторов?

— Да, семь.

— А о чем рассказываешь ты?

— Хоть я человек и не пьющий, но тема у меня была алкогольная (смеется). Наша творческая группа летом снимала сразу две темы — в Самаре, где делают пиво «Жигулевское», и в Ростове-на-Дону, где производят «Советское шампанское». Проехали шесть тысяч километров по России…

Кстати, как раз в Ростове-на-Дону сошла с конвейера первая в Советском Союзе бутылка «Советского шампанского». Было это в 1937 году. Завод там до сих пор работает…

Параллельно мы рассказывали о судьбе и предприятия, и людей, которые там трудились. Снимали и в Минске завод, который выпускает «Советское шампанское». Чем он нам приглянулся? Дело в том, что все привыкли к темной этикетке на бутылке игристого напитка, но она появилась в конце 60-х — начале 70-х годов. А первая этикетка на шампанском была белая, как и на бутылках, которые сейчас выпускают на минском заводе. И в «Голубом огоньке», который мы показали, на шампанском была именно белая этикетка.

В фильме много разных интересных фактов. Рассказывали мы и о сухом законе, который ввели в 1985 году. Тогда массово вырубали виноградники. И, в принципе, шампанское в то время исчезло. Рассказывали и об эксклюзивных экспортных вариантах, например, «Мускатном шампанском». Оно шло только за рубеж либо на партийные столы. И только совсем небольшая его часть попадала народу. Тогда шампанское разметали моментально…

Мы хотели понять: остался ли тот, советский, вкус шампанского? И думаю, что да.

— А о чем еще снимал, кроме алкоголя?

— О пломбире «20 копеек». Тоже интересная история. В Москве снимали Микояновский хладокомбинат № 8, который не сохранился до нашего времени. Его снесли, а производство вынесли за город. Сейчас на его месте разместился торговый центр.

Встречались с Натальей Твороговой, которая работала с 1963 года на этом комбинате. Сейчас она трудится в научном институте. У Натальи Твороговой нашли книгу 1937 года выпуска по производству мороженого. То есть она того времени, когда Анастас Микоян, известный советский деятель, побывал в Америке и наладил в СССР производство мороженого.

В книге записаны рекомендации, как нужно готовить мороженое. Какие запускать производственные линии. Мы узнали, как раньше делали пломбир. Тогда  одни женщины вручную нарезали ножами большие куски мороженого, а другие их заворачивали в упаковку. И когда за смену 6 тысяч пачек завернешь, синели руки от холода…

Мы даже провели своеобразное расследование: куда делся вкус того, советского, пломбира? Беседовали со специалистами и в Москве, и в Минске. Отрадно, что в нашей республике в основном сохранились ГОСТы, которые были в СССР.

Я сделал такой вывод: раньше производили мороженое только из натуральных продуктов, и добавки были натуральные. Оно было более плотное по своему составу, быстрее таяло. Поэтому у него вкус был другой. Сейчас мороженое более насыщено пузырьками воздуха. Туда добавляют уже современные стабилизаторы, которые позволяют ему дольше храниться. Оно не так быстро тает и стало более воздушным. Поэтому, естественно, появился совсем другой вкус, уже не тот, который мы испытывали раньше.

Также люди ностальгируют и по хрустящему вафельному стаканчику, в который клали мороженое. Он был хрустящим, потому что долго не хранился на складе, не успевал пропитаться мороженым.

— О чем расскажешь сегодня, 27 декабря?

— О «Жигулевском» пиве. Здесь мне хотелось обратить внимание на то время, когда пиво было популярным. Хотелось донести до зрителя, что это не просто алкогольный напиток, присутствовала культура пития.

Мы были в Самаре на Жигулевском пивзаводе. Развеяли легенду о происхождении пива «Жигулевское», которая давно считалась основной. Выдвинули свою версию и подтвердили ее документально.

На заводе мы нашли старый журнал производства пива 1913 года, когда хозяином там был австриец Альфред фон Вакано. В нем записаны шесть сортов пива, которые тогда производили. По официальной версии, пиво «Жигулевское» на этом заводе якобы появилось в 1934 году, после посещения предприятия Микояном. Когда ему дали попробовать пиво «Венское», оно ему понравилось. Правда, не понравилось буржуазное название — «Венское», поэтому пиву дали название «Жигулевское». А мы узнали, что и до этого в Самаре выпускали пиво «Жигули».

— Будет ли третий сезон «Судьбы гигантов»?

— Думаю, что да. Тем очень много, можно снимать и третий, и четвертый, и пятый сезоны.

Кстати, в одной из серий мы рассказывали про советскую тару, например, про треугольные пакетики, в которые наливали сметану, молоко. А еще про граненый стакан, бутылки из-под кефира…

— А почему, интересно, исчезли треугольные пакетики?

— Есть разные версии. Во-первых, их сложно транспортировать. Очень неудобно складывать, чтобы перевозить. Хотя в Москве я и сейчас видел треугольные пакетики со сметаной и кефиром…

— Пиво же всегда пользовалось спросом?

— И большим. В Самаре на пивзаводе нас пустили туда, куда никого не пускают. Там продают живое пиво прямо на месте. За ним большие очереди. Туда за пивом приезжают известные политики, актеры, певцы. Они считают своим долгом зайти в местный бар «На дне»…

— Руслан, в чем главное отличие «Судьбы гигантов-2» от прошлого сезона?

— Когда мои родители смотрели серию про «Докторскую» колбасу, они начали вспоминать советское время, как и во что заворачивали колбасу, как быстро она исчезала с прилавков, как долго приходилось стоять за ней в очереди. Я слушал и думал: ведь именно этого мы и добивались, чтобы люди окунулись в воспоминания…

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter