Море вопросов

«Беларусь получит выход к морю», «У нас будет свой морской флот» — такие заголовки примелькались в газетах еще лет 5 назад. Но с тех пор об амбициозном проекте мало что слышно...

«Беларусь получит выход к морю», «У нас будет свой морской флот» — такие заголовки примелькались в газетах еще лет 5 назад. Но с тех пор об амбициозном проекте мало что слышно. Неужели пошел ко дну? Впрочем, морские волки белый флаг на мачте своей мечты поднимать не собираются. На днях тема уже союзного, российско–белорусского флота всплыла с подачи организаторов праздника «Морское братство — нерушимо!». Сегодня делегаты из портовых городов России вместе с минскими ветеранами ВМФ установят в столице возле здания учебного центра ДОСААФ реликвию петровских времен — 300–летний якорь весом почти в тонну. А завтра на «Линии Сталина» флотские энтузиасты отметят День морской пехоты. За этими экзотическими для сухопутного Минска празднествами — желание участников проекта возродить былые традиции под лозунгом «Флот помнит всех, а значит, и меня!», сделать перспективы выхода Беларуси к морю более зримыми.


Как относиться к обещаниям? Обсуждая перспективы, авторы полемической рубрики размежевались. Скептик обряжаться в тельняшку не торопится: дескать, нужно держаться за свой берег, благо и на нем работы непочатый край. Оптимист, напротив, полагает, что Беларусь ничем не хуже Чехии и Швейцарии — свой кусочек акватории тоже заслужила...


Что ж, ждем на нашем дискуссионном борту и читателей, способных торпедировать спорщиков своими доводами. Свистать всех на интернет–форум!


Сухопутная утопия


Конечно, я впечатлен цифрой 200 тысяч белорусов, служивших в советском ВМФ, которую постоянно упоминают организаторы морских торжеств. Замечательно, что в стране не забывают о наших военных моряках, что в их честь появится памятник — старинный якорь. Однако повод ли это говорить о необходимости создания некоего белорусского флота? Достаточное ли основание для того, чтобы твердить об особых морских традициях Беларуси? Сомневаюсь. В советские времена наверняка многие белорусы служили в горнострелковых бригадах и батальонах, но вряд ли это может служить причиной для появления горных стрелков в нашей равнинной стране. Множество конструкторов с белорусскими корнями трудились над созданием космических аппаратов, еще больше людей обслуживали стартовые площадки Байконура и Плесецка, наши Петр Климук и Владимир Коваленок были не чужими в Звездном городке. Мы гордимся этими людьми, но в то же время не кричим о нужде в ракетах–носителях и не планируем строить свои космодромы. Атомная электростанция, например, насущнее, цель ее строительства большинством осознается и принимается.


А прожекты по созданию своего флота... Сколько их уже было? Кстати, непонятно, какой именно «союзный флот» имеют в виду романтики–энтузиасты. Если военный — то я категорически против того, чтобы белорусские призывники отправлялись носить тельняшки на Тихий океан, защищая восточные границы России. Наши рубежи — у порогов наших домов. И мы тут без подлодок обойдемся.


Если уж говорить о военных флотских традициях, то уместно напомнить о печальной судьбе тяжелого авианесущего крейсера «Минск», на котором во времена СССР служили многие парни из Белоруссии. Почему–то никто не вспоминал об этом, когда в первой половине 90–х годов корабль разоружили, команду расформировали, а крейсер продали южнокорейцам. Те — китайцам, и сейчас «Минск», который мог бы стать символом нашей морской славы, превращен в выставочно–развлекательный центр у города Шэньчжэнь. Вышло, как в известной песне: «Древний корабль, грозное чье–то судно, тешит зевак и украшает пляж».


Я считаю, нам надо смириться с географической данностью и не искать выходов к морю. Тем более под военным флагом. Гораздо важнее развивать концепцию маломерного судоходства, как военного, так и гражданского, раз уж природа наградила Беларусь бесчисленным множеством рек и озер. В конце концов, славные традиции Припятской речной флотилии нам куда ближе, чем североморские или тихоокеанские обычаи и устои.


Памятного якоря в Севастопольском парке вполне достаточно, чтобы отразить наше отношение к землякам, служившим на военных кораблях. А вот планы о некоем «союзном флоте» считаю надуманными, чрезмерными и даже вредными, если судить с сегодняшних позиций, когда у страны есть более важные статьи расходов. Белые паруса и черные ленточки — это, несомненно, прекрасно и романтично, но обычный комбайн или банальная лесопилка — куда практичнее и прибыльнее.


Абсолютно то же самое можно сказать и о торговом флоте. К чему нам собственные балкеры и танкеры, если мы с успехом фрахтуем их у зарубежных перевозчиков, имеющих богатейший опыт морского судоходства? Зачем платить заграничным портам, к которым были бы приписаны белорусские суда, за их стоянку и техобслуживание? Для чего тратить ресурсы образования на судостроителей и мореплавателей, если остро не хватает маляров и водителей троллейбусов?


Мечты о том, чтобы океанские просторы бороздили корабли под белорусскими флагами, уже будоражили умы несколько лет назад, когда было создано Белорусское морское пароходство. Тогда пресса писала, что уже в 2005–м у нас появятся два первых морских транспорта. Позже, когда этого не случилось, осторожно заговорили о приобретении всего 1 судна в 2008 году. Наконец, еще один несостоявшийся судовладелец, ЗАО «Белморфлот», объявляло, что к концу 2011–го под нашим флагом сойдет со стапелей балкер для насыпных грузов. Теперь все эти разговоры заглохли, а ОАО «Белорусское морское пароходство» выставлено на аукцион, который пройдет 2 декабря. К слову, при этом не продается ни одного парохода, который бы принадлежал БМП. Потому что их просто нет. Думаю, таков закономерный финал всех морских грез в нашей сухопутной стране.


Впрочем, не такой уж сухопутной. У нас шесть судоходных рек, восемь речных портов, 2 тысячи километров водных путей, пять образовательных учреждений, где готовят речников. Вот живая, а не утопичная транспортная сфера, которую необходимо всячески развивать и поддерживать.


К морю же мы будем ездить, чтобы греть косточки, а не тянуть лямку флотской службы.


Прогноз:


Планам по созданию белорусского морского флота не суждено сбыться. Все прожекты останутся лишь на бумаге. Оно и к лучшему: есть повод перенаправить усилия в более реалистичное русло.


Своя тельняшка


Ты знаешь, Роман, что каждый год в День Военно–морского флота в Минске возле стелы на проспекте Победителей собираются несколько сотен статных мужчин — пожилых и в полном расцвете сил, в тельняшках, бескозырках, кителях и фуражках, с семьями. Такое ощущение, что ты в Севастополе или Мурманске, почти парадное зрелище придает сухопутному городу шарм. Правда, в этом году, как рассказал недавно журналистам член совета Белорусского союза моряков капитан I ранга Евгений Денисенко, собраться морякам у памятника почему–то не разрешили. Пришлось в срочном порядке оповещать корабельных товарищей о запрете, чтобы не возникло проблем с милицейскими кордонами. Недовольны минские ветераны Черноморского, Балтийского и прочих флотов и тем, что чиновники никак не могут решить вопрос об установке монумента «Морякам земли белорусской от благодарной России». Тот самый 300–летний якорь должен ведь стоять на постаменте в Севастопольском парке, но пока установлен на улице Игнатенко, там, где некогда была морская школа ДОСААФ. Была... Наверное, ее в свое время закрыли, потому что рассуждали, как сегодня и ты?


Уверен: подзабытые многими «морские» традиции Минска и других городов Беларуси нужно очистить от ракушек, ила и песка. И нынешняя акция «Морское братство — нерушимо!» вполне способна придать новый импульс старым планам. Благо за дело взялась целая эскадра энергичных фанатов водной стихии — Всероссийская общественная организация морских пехотинцев «Тайфун», ДОСААФ, Белорусский союз моряков, Союз ветеранов ВМФ и подводников Санкт–Петербурга, помогает и фонд «Память Афгана». Декларируемые ими цели — создание флота Союзного государства, организация в нашей стране обучения молодых моряков и кораблестроителей, создание в школах классов гардемаринов, разработка учебных программ для нужд союзного флота. Уверен, что это не лапша на уши по–флотски, не прожект авантюристов, а реальные перспективы.


Инициативу петербуржцев, жителей других приморских городов в Минске представляет старший сержант запаса морской пехоты Арсений Крицкий. Мое впечатление такое: этот парень из тех, которые не признают других лозунгов, кроме одного: «Где мы — там победа!» И я уверен, что все у питерского «черного берета» должно получиться. Якорь в прямом смысле слова брошен!


Спрашиваешь, каким будет так называемый флот Союзного государства — торговым либо военно–морским? Мне кажется, что оба варианта хороши. Почему бы Беларуси не подготовить отряд морпехов, способных выполнять задачи антитеррора под совместным белорусско–российским командованием? Тем более что на Балтфлоте курсирует большой десантный корабль «Минск». Это, конечно, не тот легендарный авианесущий крейсер, но зато балтийского тезку столицы ни корейцам, ни немцам продавать не собираются. Так что на БДК вполне могли бы стажироваться, набираться опыта ребята из Пинска, уроженцы Браславщины. Не нужно пугаться подобных идей. Неужели удел всех белорусских парней — работа на комбайнах и в офисах? Но ведь кто–то грезит и о морской карьере и своего шанса заслуживает.


То же самое — с торговым флотом. Промашки в его создании наверняка есть. Но это ли повод отступать? Вот послушай, что некогда говорил об экономических выгодах белорусской флотилии начальник управления морского и речного транспорта Минтранса Бронислав Говоровский: «Наличие собственного морского торгового флота выгодно в первую очередь грузовладельцу. Имея собственное судно и оперируя им, он зарабатывает не только на продаже своей продукции, но и на ее доставке. Сегодня эти огромные средства уходят к кому–то другому. Недаром один из американских президентов, когда создавал свой флот, сказал: «Деньги, отданные иностранному перевозчику, — это деньги, выброшенные в море». И это верно. Ведь организации–экспортеры вкладывают огромные средства в транспортировку своей продукции — порой транспортные затраты составляют около 30 — 40 процентов от стоимости товара...»


Такие соображения отнюдь не лишены резона. А если не веришь — посмотри на Чехию, Швейцарию. Прямого выхода к морям не имеют, а торговые флотилии держат. Неужто себе в убыток?


А уповать только на развитие малого судоходства — значит мелко плавать. Конечно, юнги из Чижовки могут бороздить и Минское море. Но морская душа, как и рыба, ищет, где глубже. Поэтому и будут стремиться ребята из «спальных» районов Минска в Питер, Калининград — в том числе и за романтикой. Так не лучше ли, чтобы благодаря «утопическим» проектам юноши не теряли связи с Родиной, служили Беларуси и на других параллелях с меридианами?


Прогноз:


Классы гардемаринов, кораблестроителей у нас появятся. И однажды о ком–то из мальчишек пацаны уважительно скажут: «Он не заплачет. У него брат — матрос». И это будет не цитата из «Тимура и его команды».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter