Двойные стандарты – часть международных отношений уже лет триста как минимум

Мораль в политике еще осталась?

Некоторые – не то чтобы наивные, скорее, идеалисты – закивают головами: конечно, конечно! И расскажут, что в ЕС, США и других странах «свободного мира» политика исходит из ценностей, и это ее безусловное достижение. Отвечу, что мы все мечтаем, чтобы мир стал именно таким: основанным на моральных ценностях и авторитетах.

Некоторые – они называют себя реалистами и прагматиками – посоветуют перечитать Макиавелли и сошлются на известное: «У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг — их защищать». Ее любят приписывать  Уинстону Черчиллю, но это сказал, выступая в марте 1858 года в палате общин, лорд Палмерстон. Про реальную политику слышали? Это она и есть: когда ценности, моральные в том числе, сталкиваются с интересами, то обычно им уступают. Не на словах, конечно – риторика остается прежней, – но на деле. Сейчас кто-то шепнул про двойные стандарты? Да, это они есть. Ничего нового: двойные стандарты – часть международных отношений уже лет триста как минимум («Может быть, он и сукин сын, но это наш сукин сын!» – сказал президент США Рузвельт о диктаторе Сомосе), и вряд ли ситуация в ближайшее время изменится. Один говорим, два в уме.

Возьмем, к примеру, одну из самых актуальных на сегодня (после борьбы с пандемией, конечно) мировых тем – окружающую среду. У ЕС много инициатив на этот счет, и все они преследуют одну цель – общественное благо. По крайне мере, на словах. Но вводя новые требования и ограничения, европейцы имеют в виду еще и повышение конкурентоспособности своей экономики по сравнению с растущими азиатскими центрами. Это понимают и в Европе, и в Азии. Однако Брюссель упорно делает вид, что все исключительно на благо планеты. Подрывает ли это доверие к его инициативам? Решайте сами.

Макиавелли – куда без него в таком вопросе! – был уверен, что в отношениях между государствами существует особая этика. Сегодня политологи в этом сомневаются. Программный директор Валдайского клуба Тимофей Бордачев пишет: «Наиболее вероятна окончательная деградация этики в международной политике и наступление новой эпохи Средневековья со свойственным той отрицанием морали в принципе, если это не ваша мораль. В таком режиме международная политика может просуществовать достаточно долго».

Но внутри государств этика и мораль в политике продолжают играть важную роль. Пример – недавний «масочный» скандал в Германии. Выяснилось, что два депутата бундестага от правящей коалиции ХДС/ХСС, Николас Нюсляйн и Георг Лёбель, получили огромные (600 и 250 тысяч евро) комиссионные за контракты на поставку защитных масок. Скандал разразился нешуточный, главное обвинение – именно в нарушении моральных принципов. Удар по репутации всей партии оказался таким сильным, что на прошедших в минувшие выходные региональных выборах в двух землях она потерпела поражение столь внушительное, что аналитики говорят о том, что ХДС/ХСС теперь может проиграть назначенные на осень национальные выборы. Ангела Меркель участвовать в них не будет.  

Опозорившиеся депутаты свои полномочия сложили, но сейчас это кажется недостаточным. Глава правительства Баварии Маркус Зедер, которого многие прочат в кандидаты на пост канцлера, призвал Нюсляйна и Лёбеля вернуть или пожертвовать заработанные деньги, «чтобы морально поставить точку в этом вопросе». Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер назвал эту историю «постыдной» и «позором для демократии». ХДС/ХСС обязала своих депутатов письменно декларировать, что они не получили доход от эпидемии – комиссионные или, например, плату за консультации. Все 240 депутатов это сделали, что можно рассматривать как отличный показатель внутрипартийной дисциплины. И только один вопрос не дает мне покоя: это сделано для того, чтобы доказать, что морали все еще есть место в политике, или для победы на выборах?

plesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter